Таких людей осталось уже немного. А еще меньше – таких художников. Каждый день в 10 часов утра по однажды заведенному порядку он выходит из своего дома на Ленинградском шоссе, пешком доходит до метро, спускается под землю, садится в электричку и отправляется в свою мастерскую, что почти у самой окружной дороги, на противоположной стороне Москвы. Поздно вечером он проделывает обратный путь. И так каждый день в течение многих лет…
А ведь недавно ему, Абдулхаку Хуснутдиновичу Мусалову, исполнилось 80 лет. Уже и сердце пошаливает, и ноги подводят, и глаза устают… Тем не менее он каждый день заставляет себя проделывать этот неблизкий путь из дома в мастерскую и обратно и пишет картины. По-иному просто не может. Привык…
Астраханский паренек, родившийся в многодетной семье чуть ли не в начале двадцатого века, он сполна хлебнул всего того, что выпало на долю его поколения. И голод, и бедность, и военное лихолетье. Но еще познал с детства радость творчества, открыв в себе однажды способность запечатлеть на бумаге увиденное, развив эту способность – сначала на уроках рисования в школе, затем – в Астраханском художественном училище, а позже в Московском институте декоративного и прикладного искусства.
Но институт был позже. До этого была война. Подготовленный на краткосрочных курсах лейтенант Мусалов стал командиром танка. Два года войны. Два года на грани жизни и смерти… Жестокие бои за освобождение Украины, Польши, Чехословакии, Австрии. А в перерывах между боями – торопливые карандашные эскизы членов экипажа, сцен тяжелых солдатских будней, разрушенных деревень, городов. К сожалению, из тех набросков ему не удалось сохранить ничего: во время одного боя они сгорели вместе с танком… Обгоревшему, искалеченному экипажу чудом удалось спастись и выжить. Но несколько эскизов дошли и до наших дней. Одни – в оригинале, другие восстановлены по памяти. В том числе его знаменитое Знамя Победы над рейхстагом, названное “Берлин. Май 1945 г.”, экспонировавшееся на многих вернисажах художника.
Недавно москвичи имели возможность еще раз лицезреть эту картину на выставке, посвященной творчеству Абдулхака Мусалова в связи с 80-летием его и друга-фронтовика Сергея Иванова.
На полотнах, выставленных в зале союза “Творчество” на Триумфальной площади Москвы, нашли отражение природа и труженики родной Астрахани и Каспия, аулы и горцы Дагестана, красоты Причерноморья, Подмосковья, Татарстана…
Да, Абдулхак Мусалов часто бывал в Татарстане. Но ездил не отдыхать, а работать, и работал с полной отдачей сил, как отметил в поздравительном слове полномочный представитель республики в РФ Назиф Мириханов по случаю юбилея художника и открытия его выставки.
Действительно, его монументальные росписи, витражи, панно до сих пор украшают гостиницу “Бугульма”, торцы и фасады жилых домов, интерьеры дворцов культуры, промышленных объектов Татарстана. Немало своих картин художник бескорыстно передал республике. Они нашли свое место в музеях, других учреждениях культуры, общественных организациях. Этот поистине подвижнический труд художника Мусалова, его вклад в развитие изобразительного искусства, особенно монументального, отмечены почетным званием заслуженного деятеля искусств ТАССР и Почетной грамотой Республики Татарстан.
А вскоре и татарстанским ценителям живописи предстоит свидание с его творчеством. Выставка картин Абдулхака Мусалова намечается и в Казани. Она запланирована на февраль 2003 года.