Приключение – жуткий дефицит

Подсчитано, что во всей мировой литературе существует около 130 сюжетов!

Валентин ЕжовПодсчитано, что во всей мировой литературе существует около 130 сюжетов! Не мудрено, что Голливуд платит за идею сценария миллионы долларов – и все равно сплошные перепевы. Сценарист Ежов был бы у них на вес золота: 102 международные премии! Сценарии фильмов “Баллада о солдате”, “Дворянское гнездо”, “33”, “Крылья”, “Это сладкое слово – свобода”, “Белое солнце пустыни”, “Сибириада”, “Мой лучший друг генерал Василий, сын Иосифа” – это все Валентин Иванович. Откуда же он черпал свои истории? Об этом его рассказ.


Шли мы с Гришей Чухраем от ВГИКа пешком по мокрому снегу, каждый вспоминал свою войну – он был десантником, я служил в морской авиации. Тогда солдатских картин не снимали, одни генеральские, солдаты в них только в атаку за танками бежали. А останови его – что он расскажет? И как показать характер? Решили, что наш солдатик поедет в отпуск к маме – отличится в бою, и его поощрят. Но он добрый парень и не может отказать людям: и туда нужно, и сюда…


Сначала к картине отнеслись прохладно, искали неточности: не давали, мол, тогда солдатам отпусков. Конечно, этого в уставе не найти. Но в жизни-то все зависело от командира: если полк шел в тыл на переформирование – мог и отпустить, наш же герой танк подбил. Поэтому министр обороны Малиновский на просмотре картины только и сказал: “А здорово его послали в отпуск!” – потому что так бывало, и он это знал, и мы… Один полковник из Политуправления Советской Армии, куратор военных газет, потом с трибуны заявил: “Это нож в спину нашей армии – солдат бежит от танка, как трус!” Малиновский в ответ: “А мне надоели фильмы, где бежит солдат с красным знаменем, а от него тикают фашистские танки!” Министр культуры Михайлов рассуждал по-своему: “Любите вы солдат убивать. Да и тема мелкая. Вот поехал бы в тыл генерал, зашел к секретарю обкома, на военный завод…” Но за нас вступился Герасимов.


На “Фестивале фестивалей” в Сан-Франциско мы взяли за картину все существующие премии, а через год – Ленинскую.


Чухрай с Познером создали экспериментальную студию, чтобы людей можно было материально заинтересовать. А у Андрона Кончаловского, с которым мы делали “Дворянское гнездо”, а позже “Сибириаду”, тогда из плана выпала какая-то картина про басмачей. И вот нас приглашает Познер и говорит, что в этот план нужно срочно вставить другой сценарий. А почему бы, спрашивает он, не сделать какой-нибудь вестерн? Кто-то из членов Политбюро смотрел у себя на даче вестерн, и ему понравилось! Мы вышли с Андроном, он мрачный. Да у меня, говорит, пупок развяжется. В Голливуде особая индустрия, специальные вестерновые поселки! Герой должен по-особому ходить, по-особому носить свои стенсоны и виртуозно крутить кольт на руке…


Мы тогда все очень увлекались Платоновым. И вот как-то на даче у Андрона я читал его вслух им со Смоктуновским и от каких-то ассоциаций говорю: “А что если сделать такой остерн: Пухов – машинист и, стало быть, ходит не в стенсонах, а в выцветшей гимнастерке? И пистолет крутить не надо!” Пухов потом превратился в Сухова, появился Абдулла… Понадобился знаток восточного колорита, а я тогда преподавал на Высших сценарных курсах, и у нас учились толковые ребята – Рустам и Максуд Ибрагимбековы. Рустам первым попался в коридоре (а мог бы быть и Максуд). Я ему: “Ты пустыню знаешь?” – “Конечно!” – отвечает, не моргнув глазом. “А имена восточные?” – “Ну, это мои имена…” – “Будешь с нами работать”.


Поехали с ним в Коктебель. Там я познакомился с одним комбригом, который воевал с басмачами, попросил его рассказать всякие истории. Он выпил и начал: как разбили того, этого, как заходили справа, слева… Но для картины-то нужен анекдот. Расскажи, говорю, смешную историю. “Вот мы ехали, а возле колодца – брошенный гарем. Сидят бабы и не знают, что делать…” Я был просто счастлив: красноармеец ведет гарем – вот это сюжет! Сдали мы сценарий, а замминистра Баскаков говорит: “Все это интересно, хотя и несколько безыдейно. Но уж вы проверьте, чтоб бандитов ото всех республик было поровну, а то какой-нибудь секретарь ЦК возмутится, что их бандитов больше. Восток, понимаешь ты, материя тонкая”. Так что дивной фразой “Восток – дело тонкое” мы обязаны замминистра. Фильм у нас первоначально назывался “Спасите гарем”, и все обсуждения я начинал с объяснения, что гарем – это не бардак, а очень строгий институт.


…Нужен же режиссер. У Кончаловского, понятно, любовь, он спрыгнул. Приходит Юра Челюкин, чистый комедиограф, автор знаменитых “Девчат”. Говорит: “Ребята, у вас гениально написано, только выкиньте к едрене фене все эти бои! Ну зачем нам бои? Красноармеец и гарем! Я сниму так, что все лягут!” Потом – очень серьезный человек Витаутас Желакявичус (“Никто не хотел умирать”, “Это сладкое слово – свобода”): “Прочитал ваш сценарий. Оч-чень любопытно. Я бы мог сделать эту картину. Только все, как это… – смехуйки? Ах, да, смехуечки!.. Смехуечки убрать! А вот го-о-лову, закопанную в песке…” И мы поняли: сейчас он закопает 20 голов и ка-ак пустит меж ними конницу!


И тут появился Володя Мотыль, в котором соединялось и комическое, и трагическое – он выпустил отличную комедию “Женя, Женечка и “Катюша”” и собирался снимать про декабристов. Долго отнекивался, но в итоге согласился – костлявая рука голода заставила. Мотыль – человек очень жесткий. Ведь Сухова должен был играть Жора Юматов, он был просто великолепен и так был счастлив! Но у него тогда брат умер, и он напился… Мотыль его с роли и снял.


Когда у меня работа не клеится, вялый сюжет или еще что-то, я вспоминаю своего учителя Александра Петровича Довженко. Как-то он, разбирая чью-то работу, взял маленькую палочку и начал чертить на стене ломаную линию, приговаривая: “Вин ему говорит, а вин ему отвечает, вин ему говорит, а вин ему отвечает”. На пятой минуте мы падали от смеха. Затем притихли. А потом всем стало жутко: так продолжалось два часа, пока Александр Петрович не исчертил все четыре стены! Иллюстрировал никудышные сценарии, когда нет ни действия, ни сюжета, одни диалоги, как в пьесе. Заходит человек: “Здравствуйте”. Ему отвечают: “Здравствуйте”. Заходит второй, и опять: “Здравствуйте”. Затем третий… Он пытался научить нас смотреть на все с поэтических позиций, и то заклинание “Вин ему говорит…” – это был момент истины.


Колоритная личность – уже повод для сценариста. История режиссера и актера Бориса Барнета, может, и есть самый заветный сюжет в жизни Ежова. Именно Барнет с его фильмом “Окраина”, по мнению Ежова, истинный основоположник неореализма, много раньше итальянцев. Современные зрители знают его фильм “Подвиг разведчика”, где он и сам сыграл немецкого генерала.


– Барнет был человеком удивительного обаяния и красоты – одних официальных жен у него было семь… Однажды в Киеве мы пришли с ним в дом, где за столом собрались человек 25, масса красивых женщин! Барнет встал в дверях, оглядел гостиную и сказал: “Все меня любили!” Так вот, от этого светского льва вдруг уходит жена, актриса Кузьмина. Уходит к Ромму, человеку довольно щуплому и далеко не красавцу. Барнет был так поражен, что поехал разбираться. А Ромм тогда снимал в пустыне свою картину “13” и ввел в группе сухой закон. Приезжает Барнет, ищет, естественно, выпить – хоть шаром покати! Ни у осветителей, ни у кого… Наконец кто-то достал ему одеколон. А в это время Михаилу Ильичу уже доложили: надвигается Барнет. Тот занервничал, стал ходить по своей огромной палатке, как комдив, и решил, что, наверное, нужно выпить – вдруг поможет. Знал, что спиртного не достать, и… махнул одеколона. Тут палаточная щель раздвигается, появляется голова Барнета. Тянет ноздрями воздух и участливо спрашивает: “Что, Миша, тоже “Фиалка”?” После чего просто исчезает, даже не входя. Если уж сам Ромм дошел до одеколона!


В павильоне киевской киностудии, наверное, самом большом в Европе – семь громадных танков КВ стояли, как маленькие черепашки, – собирались отмечать торжества в честь 400-летия воссоединения Украины с Россией. Кругом кумачовые полотнища, румяные девушки в красных сапожках отплясывают гопак… Высокое начальство – секретари ЦК, председатель Совмина со свитой. И какой-то фокусник подходит к зампреду Совмина, просит платок, что-то у него там с сигаретой, и… нечаянно прожигает носовой платок. Повисает неловкая пауза, фокусник смущен, извиняется – “фокус не удался”… Чиновник в гробовой тишине, зловеще: “Не умеешь – не берись. Кто тебя прислал? Вещь испортил”. Пауза длится до неприличия, чиновник не унимается. Всем уже жутко не смешно. И тут вскакивает Барнет: “Позвольте, и я покажу фокус!” Засучивает рукава, снимает дорогущие, как автомобиль “ЗИМ”, золотые часы “Лонжин”. Кладет их на пол и… со всей силы ка-ак даст по ним каблуком. Часы – вдребезги!


– Ах, – говорит, – извините, фокус не удался!


Шквал аплодисментов, смех!..


…Страшно похудела записная книжка. Какие люди ушли… Когда пришел с войны и мне было 25, думал: вот прожить бы до 50! Семь лет службы – в 1938-м я ушел в армию, потом война. Так что все мы бросились жить, любить, жениться, боялись не успеть, не наверстать упущенное. А в 70 понял: да я – счастливчик! И все, что сверх, – такой подарок!..


Записала


Гузель АГИШЕВА.


(“Деловой вторник”).

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще