Многих людей издавна волнует и притягивает звучание церковных колоколов. Согласитесь, это не просто звон, а разновидность народного музыкального творчества. Именно так написал в своей книге “Традиционные музыкальные инструменты Волго-Уралья” доцент Казанской консерватории
В.Яковлев.
Чтобы поближе познакомиться с этим необычным творчеством, я отправилась в церковь Ярославских Чудотворцев, что на Арском кладбище. Почему выбрала этот храм? Он один из самых старых в Казани. И не закрывался даже в самые “атеистические” для Советского Союза годы, здесь шли службы. Долгое время церковь имела статус кафедрального собора.
Храм был построен в честь особо почитаемых в России ярославских святых Федора, Давида и Константина. Первое время в церкви, возведенной при кладбище, совершались лишь обряды отпевания. Но затем стали исполняться и другие обряды: крещение, венчание, молебны, таинства святые. Недостатка в прихожанах никогда не было. Наоборот, во время некоторых служб (например, в день святителя Николая, на пасху) люди толпятся на улице, не умещаясь внутри.
Любой православный храм украшают колокола. В церкви Ярославских Чудотворцев их восемь. Батюшка Александр рассказал, что их привезли из разных мест и что все колокола дореволюционного изготовления. Кстати, колокольный звон – это не просто набор звуков, с давних пор такой звон нес большую информационную нагрузку. Например, извещал людей о постигшей край беде (войне, пожаре), подавал сигналы помощи заблудившимся в пургу путникам.
Главным действующим лицом в колокольном процессе является пономарь, или, как его еще называют, звонарь. Опытный квалифицированный звонарь, по словам выдающегося ученого, хорового дирижера С.В.Смоленского, “мог владеть одновременно двумя-тремя малыми колоколами в правой руке, двумя средними – в левой и одним, иногда двумя большими колоколами, ударяемыми ногой с помощью педали”.
…Вслед за звонарем церкви Ярославских Чудотворцев Валерием Матвеевым (между прочим, в свое время он закончил музыкальное училище) поднимаюсь по крутой винтовой лестнице на колокольню. Ее площадка открыта всем ветрам. В центре – самый большой и ценный колокол, вокруг которого, как дети, сгруппировались семь колоколов поменьше.
Звонарь уселся на специальную деревянную скамеечку, сосредоточился, ему предстояло исполнить погребальный звон. И вот полились первые, нежные звуки, постепенно они крепчали, и вдруг раздался грохот, как из пушки. Я побыстрей закрыла уши. Валерий Михайлович улыбнулся, сделал знак рукой, мол, не волнуйтесь, все идет, как надо. И вслед раздались торжественные, успокаивающие аккорды.
Слегка потирая натруженные руки, Матвеев пояснил:
– У церковных звонарей нет нотных записей, но есть определенные правила при исполнения того или иного звона.
Оказывается, траурный звон предписывается начинать с самого маленького колокола, а заканчивать – самым большим. Перед вами не что иное, как жизнь человека. Маленький колокол как бы извещает о рождении, рассказывает о первом вздохе ребенка. Дальше вступают другие колокола. Вот человек – подросток, вот юноша, вот он уже зрелый муж. Звук самого большого колокола символизирует умиротворенность, хорошую и добрую старость. А жуткий удар сразу во все колокола (тот, который меня испугал) означает конец земной жизни человека. Этот “блок” повторяется при погребальном звоне несколько раз и заканчивается торжественным звоном. Он оповещает мир о том, что хоть оставшиеся на земле люди и грустят об умершем, но душа его торжествует в предчувствии встречи с Богом.
После столь подробного рассказа звонаря еще раз внимательно с уважением рассматриваю самый большой колокол. И обнаруживаю тянущуюся по бокам надпись, украшенную художественным орнаментом: “Лит сей колокол в Вятской губернии братьями Бакулевыми весу 32 пуда 28 фунтов 1876 года”.
Между прочим, как поведал Валерий Матвеев, братья Бакулевы считались довольно известными мастерами по отливке колоколов. Как и все мастера того времени, имели свои секреты, тщательно скрываемые от конкурентов. А скрывать было что: Бакулевы владели уникальной рецептурой изготовления колоколов, при которой достигалось особое звучание, своего рода эталон звона. Ведь технология отливки металла заключалась не только в соблюдении соотношений меди, олова и серебра, их весовых норм, но и в умении подобрать определенные присадки – вещества, улучшающие качество звучания колокола. Современные химики и металлурги до сих пор, увы, не могут разгадать всех секретов старых мастеров.
– Колокола способны издавать весьма разнообразные звуки, их звуковая гамма чрезвычайно богата, – рассказывал Валерий Михайлович. – Поэтому колокольный звон на Руси издавна так ценили и любили. К сожалению, колокола на нашей церкви собраны из разных мест, не вполне друг другу подходят и не способны создавать полной гармонии звучания.
Тем не менее звонарь старается подобрать ключик к характеру каждого колокола, заставляя их жить, если можно так выразиться, единой семьей, добиваясь желанного благозвучия. У него это неплохо получается. Искусством колокольной музыки Матвеева восхищаются не только постоянные прихожане церкви на Арском кладбище, но и просто прохожие.
Светлана КУЛАГИНА.