Прошедшая неделя для казанских любителей авторской песни была ознаменована новой встречей с Александром Дольским. Поэту давно полюбилась Казань. И в этот раз публика до позднего вечера не отпускала любимого барда со сцены УНИКСа, засыпав его морем записок и цветов. Некоторыми посланиями Дольский был растроган до глубины души и не стал их оглашать: “Они останутся со мной навсегда”. А столько цветов он не смог взять с собой в поезд и приехал с букетами в гостеприимный дом Татьяны и Натана Антроповых, где казанский бомонд – известные врачи, профессора, искусствоведы продолжили общение с мэтром авторской песни. Антроповы скоро сдадут в музей уже третий альбом с собранием автографов знаменитостей: Окуджава, Боярский, Алферова, Этуш, Джигарханян, Жванецкий… Всех, кто побывал у них и получил удовольствие от непринужденной беседы в домашней обстановке, не перечесть.
О Дольском
Как отмечают хозяева дома, он изменился, похудел и во многом пересмотрел свое отношение к жизни. Сам Дольский говорит:
– Я как-то очистился, приобрел чистоту восприятия. И пищу легкую ем, и чувствую себя лучше – ощущение, будто открылся новый духовный канал. Еду в поезде – до Ростова с ходу набело сочинил семь сонетов, и ни одной поправки. Будто кто-то свыше диктует.
Дольский – как человек-оркестр – блестящий поэт, артист, художник, музыкант-виртуоз, прозаик. Его называют одним из самых интеллектуальных авторов – за широкое знание мировой культуры и религии, собственную точку зрения на многие вопросы… Слушать его можно часами.
Об учителях
– Я люблю учиться, а сочинял еще в детстве. Помню, пятиклассником играл во дворе, и идет человек пожилой с двумя авоськами. Я вызвался помочь, как истинный тимуровец. Этот человек оказался профессором, знатоком мировой культуры и искусства, вот и тогда он достал где-то на развале уникальные книги. Так моими учителями стали Шекспир, Бодлер… В дальнейшем я сам стал сочинять на манер Аполлинера, Саши Черного и Есенина. А профессор мне за 200 рублей гитару купил, чтобы учился…
Вообще-то я математик, закончил Уральский политехнический. У меня даже диплом есть “За вклад в популяризацию УПИ”, я почетный член студенческого сообщества. Музучилище окончил по классу гитары в 1963-м.
О музыке
– Окуджава хотел создать в Союзе писателей отделение бардовской песни. Он был восхищен моим “Венком сонетов”, но тогда еще не знал моих джазовых опусов, а когда их услышал, то счел это кощунством, “пятой колонной”. Для него чистота стиха была превыше всего, а тут – джаз. В Казани в свое время тоже был брошен клич: за чистоту рядов в бардовской песне! Но зачем же кого-то осуждать? Каждому свое…
Я совсем рано стал писать, потому на каждом этапе была своя любимая песня. Социальной поэзии учился у Галича, а в музыке подражал всем.
Дольский отмечает, что “рос на хорошей музыке”. Пластинки “Битлз” у его друга в Свердловске появлялись через две недели после выхода в Америке. “Я вообще не считал, что это рок-н-ролл. Рок-н-ролл – это Билл Хэйли, Хебби Чакер, Литтл Ричард. А “Битлз” – это гениальные лирические песни”.
Дольский любит классику и гармоничный джаз, причем больше ценит “белый”.
– Что касается песен для спектаклей и фильмов, то специально я их не пишу, режиссеры берут из того, что есть. Бывает, вместе что-то дорабатываем.
О детях
– У меня три сына – Александр, Павел и Петр. Все – замечательные люди. Старший заканчивает ординатуру мединститута. Младший учится на психолога-логопеда. Средний окончил Дрогачевское училище – художник, расписывал Храм Христа Спасителя. Сочиняют все, но лучше всего получается у среднего.
… Немудрено родиться талантливым в семье, где бабушка – балерина, мать – скрипачка, а отец – мало того, что поэт – был когда-то и актером в Театре миниатюр у Райкина.
– Однажды довелось даже сняться в японско-русском фильме и сыграть роль отца Николая, главы русской православной церкви в Японии. Представьте, волосы длинные, борода окладистая… Озвучивал меня, конечно, японский актер, с тонюсеньким голосом. Мои мальчишки эту кассету обычно по праздникам крутили и неизменно хохотали.
О современности
– Мне не нравится, что сегодня многие хорошие артисты гонятся за рублем, весь этот шоу-бизнес, коммерциализированность… Нет былого настроя, искренности, идет какое-то заигрывание с публикой. Не приемлю.
Остается надеяться, что Александр Дольский, олицетворяющий для нас дух немолодого уже поколения, пережившего и застой, и перестройку, не забудет о своих казанских поклонниках и вернется к ним еще и еще.
Записала
Лейсан МАСГУТОВА.
На снимке: А.Дольский в Казани.