Возвращение в древнюю Казань

12 ноября в Выставочном зале Союза художников открылась персональная выставка заслуженного деятеля искусств РТ, живописца и графика Фирината Халикова, посвященная 20-летию его творческой деятельности.

12 ноября в Выставочном зале Союза художников открылась персональная выставка заслуженного деятеля искусств РТ, живописца и графика Фирината Халикова, посвященная 20-летию его творческой деятельности.


Сегодня исторический жанр в Татарстане переживает сложные времена. Писать исключительно исторические полотна могут позволить себе лишь очень немногие: большинство художников вынуждены делать картины “на продажу”, в первую очередь пейзажи и натюрморты. Тем больший интерес вызывают личность и творчество Фирината Халикова, создающего живописную летопись татарского народа. Накануне открытия выставки мне удалось побеседовать с художником:


– Фиринат, расскажите немного о себе: где вы родились, были ли в вашей семье художники?


– Родился я в Донецке, но ребенком родители привезли меня на свою родину, в деревню Шуда Балтасинского района. И позднее я часто приезжал сюда на лето. Село древнее, здесь сохранились кладбище с надмогильными камнями, школа и мечеть, где был муллой и учителем брат Мирхайдара Файзи. Красивейшие места! Один родник Галиябану чего стоит…


Мой отец был самодеятельным художником, писал маслом копии с картин Шишкина, Левитана, Саврасова… А мой дядя – брат отца – учился в Ташкентском художественном училище им.П.Бенькова, закончить которое ему помешало Ташкентское землетрясение. Отец и дядя стали моими первыми учителями. Начинал я цветными карандашами “Спартак”, затем взялся за акварель и уже потом только – за масло. И сам я тоже начинал с копий: “Три богатыря” и “Аленушка” Васнецова, “В голубом просторе” Рылова.


Еще в 1972 году я пытался поступить в Кировское художественное училище, но опоздал на приемные экзамены. Мы косили сено на лугах за Вяткой, домой приезжали только на субботу-воскресенье, и когда пришел вызов на экзамены, было уже поздно. Я не отчаялся и в тот же год поступил заочно в Московский педагогический университет имени Крупской на оформительское отделение, а студентом Кировского художественного училища стал только в 1977 году.


– Когда вы впервые обратились к исторической картине?


– По договору с Академией художеств СССР в 1988 году я написал картину “9 мая 1945 года” в духе соцреализма – ее закупило Министерство культуры СССР. Эта работа экспонировалась на IX Всесоюзной выставке молодых художников. Но поначалу моей главной темой стала умирающая деревня. Я сам родом из деревни, при мне шло укрупнение колхозов и совхозов, и я был очевидцем, как умирали старинные “неперспективные” села, где оставались только глубокие старики.


Серию полотен на эту тему я написал в Дороховском районе Кировской области. Места там живописные, а крепкие, добротные избы стоят заколоченные, дымок из труб не вьется, людей почти не видно – полная обреченность.


Мое поступление в творческую мастерскую академика Хариса Якупова совпало с тем периодом, когда стали печататься многие труды по истории и культуре татар. И однажды ко мне обратился известный историк и археолог Альфред Халиков и посоветовал заняться воссозданием облика древней Казани. Картины на эту тему создавались и до меня, но своей заслугой я считаю попытку максимально точной, научной реконструкции утраченного древнего облика города на основе вновь открывающихся данных историков, археологов, этнографов и архитекторов – я работаю в союзе с ними. Первой моей картиной еще в 1990-е годы стала “Казань XVI века”. И до сих пор я постоянно перерабатываю это полотно по мере поступления новой информации в виде редких старинных гравюр, иконографических материалов, свидетельств летописей.


– В каких еще жанрах вы работаете?


– Пишу также портреты, преимущественно в национальных костюмах. Это очень помогает мне при работе над исторической картиной: без портретных зарисовок она немыслима. Люблю также городской пейзаж – старинные улочки Казани, городские дворики. Некоторые из моих работ уже превратились в исторические пейзажи, своеобразные художественные документы, ведь многие казанские кварталы и улицы – Свердлова, Зои Космодемьянской, Нагорная, Федосеевская и другие – исчезли… Еще мне очень нравится писать интерьеры – от деревенских изб до дворцов.


– Над чем вы работаете сейчас?


– Я заканчиваю большую картину, посвященную событиям октября 1552 года. Город взят, поднимается крест над только что срубленной деревянной церковью Благовещения. Весь в парче, красуется на коне Шах-Али, а рядом покоренных увозят в полон, некоторые же сами покидают разоренный город. Мое особое сочувствие женщинам и детям: на их плечи легло самое тяжкое. Они потеряли все: мужей и отцов, кров, нажитое имущество. Тем не менее, смогли не только выжить, но и сохранить веру, душу, надежду…


М.ИЛЬИНА.


На снимке: одна из работ Ф.Халикова “После вечернего азана. Ташаяк”.


Репродукция Д.Бунтукова.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще