Предстоящая 7 ноября премьера в Татарском академическом театре им.Г.Камала – “Черная бурка” по пьесе Г.Хугаева – своеобразный дебют Фарида Бикчантаева в качестве художественного руководителя этого замечательного коллектива.
На вопрос, чем привлекла его пьеса, режиссер сказал:
– Моим первоначальным желанием было отдать дань уважения светлой памяти Марселя Салимжанова, чьим репертуарным проектом была эта пьеса. Но впоследствии я поймал себя на том, что все больше и больше увлекаюсь этим драматургическим материалом, сильной, нестандартной мыслью автора.
Угол зрения, с которого осетинский драматург увидел “наши страсти человеческие”, действительно уж очень нестандартный. Ведь философскую притчу о долге, чести, коварстве и любви, об очищении страданием нам преподносит тварь бессловесная – Волк, Лисица, Пес, Ишак, Ворон… Да, верно, сам по себе этот художественный прием имеет немало аналогий в истории искусства, но вряд ли бы он был успешен в глазах современного зрителя, не будь обогащен столь многоплановой, подчас парадоксальной психологией каждого из персонажей. В этих образах-символах мы видим черты нашего современника – носителя всякого рода компромиссов, агрессии, страхов и вместе с тем таких качеств, как достоинство, честь… Да и текст Хугаева настолько колоритен и современен, что представляет собой самостоятельную ценность.
Стилистика драматурга ярко театральна, даже гротескна, что так сродни творческому почерку Бикчантаева. Символика пьесы воплотилась в режиссерской фантазии в виде элементов брехтовского “отчуждения” и подчас откровенной самоиронии исполнителей, чей творческий потенциал используется до предела – и пластически, и музыкально… А актерский состав спектакля поистине “звездный” – Ринат Тазетдинов, Равиль Шарафеев, Алсу Гайнуллина, Люция Хамитова, Искандер Хайруллин… Творческими единомышленниками режиссера выступают также сценограф Сергей Скоморохов, художник костюмов Людмила Волкова, композитор Масхуда Шамсутдинова, балетмейстер Олег Николаев.
В эти дни репетиции продолжаются, и главное впечатление от работы режиссера, актеров – это удивительная легкость и вместе с тем глубина при создании тонкой философской материи, гармония, безупречная слаженность механизма “волшебной шкатулки” под названием театр.
Забегая вперед, скажу, что финал спектакля трагичен: хозяин убивает верного пса Тузара (в переводе – Терпение). Верность, служение своему идеалу и долгу вновь оказались непонятыми и даже поруганными. Но не менее важна для спектакля и другая мысль, которая звучит так: “Я служил не Хозяину. Я служил Человеку…” Она-то и оставляет хрупкую надежду и ощущение светлой грусти…
Гузель ЩИЛИЯНОВА.
На снимках: репетирует Ф.Бикчантаев; Л.Хамитова (Волчица) и Р.Тазетдинов (Вожак).
Фото Р.Якупова.