Завтра в Казани состоится очередной, XII съезд Союза художников Татарстана. Председатель правления творческого союза Абрек Абзгильдин, несмотря на сверхзанятость предсъездовской подготовкой, согласился встретиться для интервью. Принял он меня в своем рабочем кабинете, оторвавшись от набрасываемых тезисов отчетного доклада. На столе громоздились раскрытые или заложенные закладками книги, альбомы, ворох газет и журналов, исписанные листки бумаги…
– Что, Абрек Амирович, намереваетесь с теоретических позиций проанализировать деятельность вашего союза за отчетный период?
– Думается, разговор на съезде с первых же минут пойдет, что называется, за жизнь: как живется нашему брату в нынешние нелегкие времена, какие сюжеты волнуют его, сколь большим интересом и спросом пользуются его полотна… Что касается теоретического осмысления состояния нашего искусства, то могу порекомендовать такие две изданные в последнее время книги – “Искусство Татарстана ХХ века” Дины Валеевой и “Искусство новых городов Татарстана” Раузы Султановой. В них дана целостная картина изобразительного искусства Татарстана новейшего времени, охарактеризованы последние достижения как признанных мастеров, так и молодых художников.
– Я держал в руках книгу Валеевой, внимательно, вчитываясь в отдельные страницы, перелистал ее. Свою монографию Дина Каримовна заканчивает тревожными раздумьями о судьбах художников в условиях рынка…
– Да, я разделяю ее тревогу. Действительно, она права, когда пишет: если художники предыдущих десятилетий опирались на поддержку государства, если оно направляло их творчество, определяя нередко их стилистику, тематику системой госзаказов, что поддерживало их материально, то теперь государство “ушло”, отпустив их на все четыре стороны, и художники опираются теперь лишь на свободу своего самовыражения. Коммерциализация общества, трудная жизнь толкают художника, часто и талантливого, на обслуживание потребителя, на создание полотен для рынка… Все это отзовется в недалеком будущем как приобретениями, так и потерями в творческом плане. Только вот чего будет больше?
– Как же чувствуют себя художники сегодня? Всем одинаково трудно живется?
– Нет, есть ряд художников, большей частью молодых, которые “вписались” в рынок, проторили пути к западным ценителям искусства, пишут, удачно продают свои творения. Причем среди них есть и безусловно талантливые. Трудно живется сегодня большинству тех, кому за 60 и больше. Им мы благодаря Фонду поддержки развития культуры при Президенте РТ стараемся подставить плечо.
Вообще, надо сказать, нам, художникам Татарстана, живется все же легче по сравнению со многими другими коллегами: Президент, Правительство РТ входят в наше положение, в течение последних трех лет финансируют деятельность союза из бюджета. Поддерживает нас и Министерство культуры. Конечно же, огромное спасибо им за это! Хочется верить, что и впредь, несмотря на уменьшение финансовых возможностей республики в связи с усилением роли федерального центра, мы не будем обделены вниманием.
– Насколько многочислен ваш творческий союз, если это не военная тайна?
– Нет, не тайна. Наш союз насчитывает около трехсот “бойцов”: 172 члена Союза художников России и 120 членов Союза художников Татарстана. По уставу мы именуемся так: Союз художников России в Республике Татарстан.
– Чем озабочены сегодня, какие планы строите на завтра?
– Для художника во все времена большое значение имеет участие в выставках. Ведь что такое выставка? Это концентрация художественной мысли, демонстрация уровня мастерства, возможность сверить свои ориентиры, свое понимание с ориентирами коллег. Сейчас ведем подготовку к участию в традиционной зональной выставке “Большая Волга”, которая состоится в будущем году в Саранске. Воодушевляет нас и предстоящее участие в большой праздничной выставке в Санкт-Петербурге по случаю его 300-летия.
– Мне так кажется или на самом деле в последние годы, несмотря на все трудности экономического порядка, гораздо чаще, чем ранее, устраиваются персональные выставки художников?
– На самом деле так. Ежегодно у нас в союзе “поспевают” 7-10 юбиляров, и мы стараемся организовать их персональные выставки. Они стали возможными с появлением Выставочного зала Союза художников, который мы предоставляем выставляющимся на бесплатной основе. И вход для посетителей всегда бесплатен. Выставочный зал является нашей собственностью, мы, чтобы содержать его, сдаем в аренду часть площадей коммерческим структурам.
– А дорого вам обходится его содержание?
– Да уж не дешево: 600-700 тысяч рублей ежегодно. С тревогой ждем, насколько возрастет эта сумма в связи с дальнейшим ростом платы за электричество, коммунальные услуги.
– Участие в коллективных и персональных выставках – это и пропаганда творчества художника, и, насколько я понимаю, возможность продать свою работу организации ли, частному ли коллекционеру. Союз художников вывозит выставочную экспозицию нередко при официальном визите руководства республики куда-либо, при гастролях театра, при организации Дней Татарстана за рубежом. Оправдывает себя эта форма работы в финансовом плане?
– Большей частью нет. Мало того, что каждая такая перевозка грозит “здоровью” картины, редко когда удается продать творение-другое прямо с выставки, потому что зритель, отправляясь на спектакль гастролирующего театра или промышленную выставку Татарстана, не захватывает с собой достаточной суммы денег. Вот если бы заранее просветить его относительно выставки картин, ее содержания, тогда другое дело. С этой целью я на завтрашнем съезде выскажу предложение о создании серии видеофильмов об изобразительном искусстве Татарстана.
– Наверное, не помешает и рост числа издаваемых альбомов, как коллективных, так и отдельных художников?
– Разумеется. Так, к 1000-летию Казани запланировано издание солидного альбома. Есть еще у нашего правления такая задумка, которой мы хотим поделиться с мэром Казани Камилем Исхаковым. Минувшим летом некоторые наши художники вместе с коллегами из других регионов России по приглашению рязанского губернатора в течение месяца были его гостями. Они отдыхали, бродили по улицам города, выезжали на природу. И писали этюды, создавали графические работы, отражая разные уголки Рязанщины. Уезжая, в знак благодарности каждый из гостей подарил Рязани одно-два своих творения.
Почему бы и нам не последовать этому примеру в связи с предстоящим юбилеем столицы? Наверняка приезжие художники увидят, в отличие от нас, и отобразят какие-то новые черты в облике Казани и пополнят своими произведениями очаги культуры города.
– Помнится, на предыдущем съезде вы высказали предложение об открытии в Казани высшего учебного заведения для подготовки высокопрофессиональных мастеров кисти и резца. Насколько оно реально?
– Я и нынче собираюсь повторить это предложение, обосновав его поубедительнее. Почему нам нужна своя кузница художественных кадров? Да потому, что выпускнику московского ли, петербургского высшего училища не хочется уезжать из первопрестольной или Северной Пальмиры, где условия и для жизни его, и для творчества, и для сбыта произведений на порядок выше, чем у нас. Ставку надо делать на своих патриотов, готовить их к творчеству здесь. Конечно, это требует немалых материальных затрат, мы готовы быть на первых порах филиалом какого-нибудь столичного российского вуза.
– Абрек Амирович, похоже, катаклизмы и трудности, пришедшиеся на годы вашего руководства союзом художников, не убавили в вас оптимизма.
– Напротив, укрепили в вере в абсолютную необходимость нашей профессии во все времена.
Вел беседу