8 ноября 1922 года в перестроенном здании Купеческого собрания торжественно открылся Татарский государственный театр, после многочисленных приветствий был показан один акт спектакля “Безземельные” по пьесе Ф.Бурнаша. “Открытие первого татарского театра является большим культурным событием не только для Казани, но и для всей России”, – писали “Известия ТатЦИКа”. А 1 января 1923 года состоялось официальное открытие созданного при театре Татарского театрального техникума (ТТТ).
Поначалу под его классы и общежитие отвели помещение в номерах “Волга” (теперь в этом здании размещается факультет татарской филологии Казанского педуниверситета). Директором техникума был назначен З.Баязидский. Кроме того, из состава учащихся (а их там числилось 16 человек) был избран ученический комитет, председателем которого стал студент Хаким Салимжанов.
Кто же здесь преподавал в первые годы? Историю театра читали профессора университета А. Миронов и М.Прыгунов, основы классического и народного танца преподавал танцовщик и балетмейстер оперного театра Ю. Муко, актерским мастерством и техникой речи с учащимися занимались актрисы Большого русского театра З.Славянова и Е.Лидова. Привлечены были к работе и недавние выпускники студии Большого театра К.Романычева и В.Белокуров – будущий актер МХАТа и народный артист СССР. Сцены и отрывки из татарских пьес для студентов ставили мастера Татарского театра, в том числе и его художественный руководитель К.Тинчурин.
Осенью 1923 года число учащихся возросло до 30 человек, и техникум перевели в новое помещение – бывшей Мариинской гимназии в Петропавловском переулке (ныне улица Рахматуллина).
В театральной жизни Казани 20-е годы – время интересное, насыщенное и событиями, и острой борьбой, развернувшейся между сторонниками традиций и поборниками новых театральных форм. Коснулась эта борьба и только что созданного Татарского театрального техникума. В 1924 году к преподаванию были привлечены представители “левого” направления в театральном искусстве – идеологи и руководители театра КЭМСТ (Конструктивно-экспериментальная мастерская современного театра), возникшего в Казани летом 1923 года, – Я.Гамза и Б.Симолин. Следом за ними в техникум пришли актеры этого же театра И.Линсцер (Ингвар) и И.Гильдин. Их методика работы, а главное – репертуар коренным образом отличались от тех приемов и драматургических образцов, на которые опирались педагоги из Большого театра.
8 ноября 1924 года учащиеся техникума показали постановку “Великий коммунар”, где впервые на татарскую сцену вышел Ленин. Его играл Хаким Салимжанов… Руководили постановкой педагоги Б.Симолин, А.Васильев и И.Гильдин, оформление делал художник К.Чеботарев, музыку к спектаклю написал С.Сайдашев.
Работали ребята с увлечением. Поэтика “левого” театра была близка молодым исполнителям своими четкими ритмами, эмоциональным напряжением, коллективностью действия. После того как актеры Большого театра покинули техникум, не найдя общего языка с актерами КЭМСТ, учебную часть возглавил Симолин. Под его руководством сложилась четкая организация учебного процесса, студенты постигали не только основы актерского мастерства, но и изучали технологию театральной работы в целом: клеили и мастерили макеты декораций, осваивали секреты бутафории, учились варить грим. С.Сайдашев обучал их игре на музыкальных инструментах, А.Кутуй организовал литературный кружок, где студенты учились не только слагать стихи, но и писать сценарии, делать инсценировки.
В 1926 году журнал “Советское искусство” отмечал: “Собрав в своих стенах татарский молодняк (почти исключительно из деревень) Крыма, Башреспублики, Кирреспублики, Туркестана, Узбекистана, Урала, Сибири… техникум объединил учебно-воспитательную работу с работой общественной… Почти 75% татарских клубов города обслуживается учениками техникума… Так, в условиях работы в три смены (из-за отсутствия помещения) при стипендии в 8 рублей в месяц, в здании б. гимназии куется новый актер татарского театра и руководитель массовой художественной работы клубов”.
Весной 1926 года состоялся первый выпуск Татарского театрального техникума. Один из дипломных спектаклей – “Гимн труду” – ставил выпускник Риза Ишмуратов. В числе выпускников были также Г.Булатова, Х.Салимжанов, К.Тумашева, К.Бариев, Ф.Саллави, Г.Нигматуллина – известные впоследствии актеры и режиссеры Татарского академического театра. К.Бариев и К.Тумашева сразу же были приглашены преподавателями техникума. Позже к ним присоединился и Г.Девишев, только что приехавший из Москвы, где он учился в студии Вахтангова.
Летом 1927 года группа учащихся во главе с Г.Девишевым и И.Ингваром совершила большую гастрольную поездку через города Муром, Касимов, Рязань, Чистополь, Елабугу и другие. И тогда же, в 1927 году, Татарский театральный техникум был объединен с художественной школой и переехал в ее помещение на улице
К.Маркса, получив наименование Казанский объединенный художественно-театральный техникум.
Несмотря на то, что театральный техникум утратил свою самостоятельность, в 1928 году было торжественно отмечено его пятилетие и состоялся второй выпуск актеров.
Ю. БЛАГОВ.
На снимке: группа выпускников Татарского театрального техникума со своими педагогами (1926 г.).