Балет, подобный шампанскому!

Открытие нового сезона в театре им.

Автор статьи: Армен МАЛАХАЛЬЦЕВ

Открытие нового сезона в театре им.М.Джалиля ознаменовалось чудесным сюрпризом. Балетная труппа порадовала зрителей премьерой спектакля “Тщетная предосторожность” на музыку французского композитора XVIII века Луи Жозефа Фердинана Герольда. Да, этому произведению уже два с лишним века. Рожденный в Бордо, балет обошел вначале все сцены Франции, а затем и мира. Россияне увидели его впервые в 1800 году. За это время менялись хореография, музыка балета, сменялись и поколения зрителей, но оставалась неизменной идея балета, воспевающего любовь, верность, умение противостоять всем препятствиям на пути любящих сердец.


Сцена из спектакля.Для нашей балетной труппы это спектакль вдвойне особенный. И потому, что она впервые обратилась к комедийному жанру, и потому, что встретилась с выдающимся хореографом нашего времени, народным артистом СССР Олегом Виноградовым, создателем оригинальной версии этого балета.


– Очень рад, что ваш театр обратился в наше довольно мрачное время к этому солнечному спектаклю, – сказал в интервью нашему корреспонденту Олег Михайлович (полностью оно будет опубликовано в одном из ближайших номеров). – Для меня – это балет-праздник, балет с бокалом шампанского!


Отвечая на вопрос, чем его версия отличается от предыдущих, О.Виноградов сказал:


– Абсолютно всем. Дело в том, что мне не нравилась музыка немецкого композитора Гертеля к этому спектаклю. Она уже далека от Франции, ей не хватает легкости и изящества. Я решил вернуться к первоисточнику. Тем более что мне удалось “раскопать” музыку автора балета Луи Герольда, партитура которой была в свое время в библиотеке Императорского Мариинского театра. Это музыка на основе подлинно народной мелодики, а оркестрована она другим замечательным французом – автором балета “Жизель” Адольфом Аданом. Я старался и в либретто приблизиться к первоисточнику, сочиненному Жаном Добервалем. Хореография балета сложна, но тем он и полезен любой труппе для повышения ее мастерства.


Спектакль оформлен театральными художниками из Санкт-Петербурга. Сценограф Вячеслав Окунев создал декорации в духе старинных гравюр, а Анна Котлова придумала костюмы и головные уборы в народном французском стиле. Поставила балет Алла Малышева. Она ассистент Виноградова и, кстати, одна из первых исполнительниц партии Лизы – главной героини балета. Музыкальный руководитель постановки – дирижер из Санкт-Петербурга Виктор Соболев.


Все три премьерных спектакля прошли с аншлагом и под аплодисменты зрителей. Они воздали должное всем его участникам, но особенно восторженно встречали Елену Кострову и Елену Щеглову – исполнительниц партии Лизы, Нурлана Канетова и Артема Белова в партии ее возлюбленного, крестьянского паренька Колена, а также Кахобера Андриадзе и Дениса Мочалова, блистательно перевоплотившихся в расторопную фермершу Марцелину. Спектакль получился ярким, зрелищным, действительно солнечным, и создал публике великолепное настроение.


Слово его участникам и зрителям.


Елена Кострова, заслуженная артистка Татарстана:


– Я счастлива, что в моем репертуаре появился образ шустрой озорной девчонки, которая выйдет с честью из любой ситуации. Играю с удовольствием, хотя партия нелегкая, как и весь балет. Так, в первой картине – а она длится почти полчаса – непрерывно танцую. К тому же впервые приходится в одном спектакле танцевать три па-де-де.


– Да, – добавляет народная артистка Татарстана Елена Щеглова, – технически это очень трудный балет, да и роль Лизы, как мне кажется, – не мое амплуа. Но образ, конечно, яркий, интересный.


Марцелина - К.Андриадзе.Я была счастлива встретиться с легендарным хореографом Олегом Михайловичем Виноградовым. Жаль только, что он был с нами мало и только перед премьерой. Но даже то, что он подсказал на репетиции, вселило в меня уверенность, а то я до последнего сомневалась, так ли танцую…


Артем Белов, лауреат международных конкурсов:


– Признаюсь, что я мечтал о партии Колена с тех пор, как пришел в театр. Чувствовал, что она – моя. Очень хотелось станцевать этого озорного, смешного и трогательного мальчишку. И вот моя мечта осуществилась. Но техника в этом балете настолько трудная, что мы уже говорим между собой: “После этого любой балет уже не страшен”.


– Этот балет хорош тем, – сказал Кахобер Андриадзе, – что там есть простор для импровизаций. Но роль Марцелины, честно говоря, далась мне нелегко. Когда впервые на репетиции надел юбку, удивился, как это женщины ходят в них? Потом стал приглядываться на улице к пышным дамам, их манерам, походке, а в репетиционном зале, оставшись один, старался перед зеркалом повторить. Очень помогла Алла Николаевна. Только благодаря ей и получилась у меня Марцелина. Вдохновил меня и Олег Михайлович, когда похвалил и сказал: “Так и продолжай!”


Наталья Садовская, балетный критик (Москва):


– Этот спектакль – одна из лучших работ Олега Виноградова, великолепно соединившего в его хореографии пантомиму, стиль старинного французского балета и современного. Понравились мне и прекрасные декорации, костюмы, а также программка спектакля, которую украсил портрет Анны Павловой в образе Лизы. Кстати, кроме нее, эту партию танцевали и другие великие русские балерины – Истомина, Карсавина, Кшесинская…


Конечно, работа над этим спектаклем будет продолжаться, но уже сейчас можно поздравить и театр, и зрителей, которые соскучились по таким постановкам – светлым, радостным, дарящим много открытий.


На снимках: сцена из спектакля; Марцелина – К.Андриадзе.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще