Хотя XX век для татарского народа был весьма богат именами, занявшими заметное место в истории политики, культуры, науки и других сферах человеческой деятельности, личность Гаяза Исхаки занимает в нем особое место по мощи интеллектуального потенциала и драматичности судьбы.
Уроженец одного из закамских татарских сел, окончивший медресе, а затем и Казанскую учительскую школу, он принадлежал к тому поколению татарской молодежи, чье формирование совпало со временем гигантских потрясений российского общества. Личности Тукая и Дэрдменда, Максуди и Акчуры, Вахитова и Султан-Галиева, Алкина и Туктарова, Амирхана и Галимджана Ибрагимова и других во многом определили вектор развития татарской культуры и общественной мысли в первой четверти века, но даже на фоне этих блистательных имен Гаяз Исхаки по целому ряду параметров занимает ведущее положение, что особенно явственно видно по прошествии исторического срока, позволяющего отделить “зерна от плевел”. Трудную, я бы сказал, глубоко “заминированную” проблему возвращения обществу, и не только татарскому, правды об этом человеке взял на себя талантливый литературовед и писатель-публицист Минахмет Сахапов в книге “Вестник возрождения” (Казань, Центр инновационных технологий, 2001). Примечательно и то, что обстоятельное введение к ней написал признанный авторитет в области гуманитарных наук президент АНТ М.Хасанов.
Биография и начало литературного творчества героя книги даются автором на фоне поистине эпохальных событий, происходивших в татарском обществе в начале прошлого века. Исхаки был провозвестником многих из них. Он один из организаторов партии социал-революционеров среди татар, радикальный политик, первый политический узник и бытописатель печально знаменитой потом Чистопольской тюрьмы, описанной им в повести “Зиндан”, затем ссыльный в вологодской глуши. Там в круг общения Исхаки входили такие антиподы, как социалист Юзеф Пилсудский – будущий президент Польши и Клим Ворошилов – впоследствии одна из самых знаковых фигур советской эпохи и хотя бы и фиктивный, но тоже президент СССР. Исхаки – политический изгой, который должен был погибнуть не единожды, но уцелел вопреки всякой логике, причем его одинаково не любили и НКВД, и гестапо, и при всем том выдающийся писатель, теоретик национальных проблем, историк, а затем политик, довольно успешно консолидировавший антитоталитарные силы в эмиграции. И это только часть биографии Гаяза Исхаки. Конечно же, в первую очередь автор раскрывает его писательский талант, давший целую череду запоминающихся образов различных представителей татарского общества – от разночинцев, предпринимателей, студентов до военачальников и духовных лиц высокого ранга. Особое место занимают судьбы женщин – одна из самых болезненных проблем мусульманского общества.
Оставляя литературоведам анализ особенностей творческого почерка писателя, хочу коротко остановиться на его общественно-политической судьбе. Еще до революции Исхаки начинает активно участвовать в русской журналистике, вполне справедливо полагая, что только через ознакомление широкой общественности с положением татар и в широком плане – российских мусульман можно решить национальные проблемы. Первая статья, написанная им на русском языке, – “Русское мусульманство” публикуется в уникальном для России журнале “Национальные проблемы”, начавшем выходить в 1915 году. Многим известны драматические судьбы издаваемых им газет, вначале не нравившихся российским властям, а затем закрытых советской. Нами обнаружен в архиве Политбюро ЦК КПСС документ, свидетельствующий о том, что в начале 1918 года газета “Иль” была закрыта по указанию Сталина, но по личной просьбе Вахитова. И вообще, на алтарь классовой борьбы и беспощадной борьбы друг с другом были принесены в жертву многие светлые умы татарской нации. Да и сам Исхаки уцелел чудом, когда из Казанской ЧК в Чистополь была направлена группа захвата для ареста его, Фуада Туктарова и выпускника юрфака Казанского университета Валидхана Таначева – другой примечательной фигуры национального движения, казаха, тесно связанного с татарской культурой. Предупрежденные соседом, сын которого был связан с ЧК, они успели добраться до железнодорожной станции и оттуда выехали в Самару. Исхаки в годы Гражданской войны активно участвует в деятельности учреждений, созданных Комитетом членов Учредительного собрания, искавшим “третий путь” развития страны. Затем в числе многих тысяч людей, не принявших большевизма, Гаяз Исхаки оказался за рубежом.
М.Сахапов уделяет должное внимание литературной деятельности Исхаки в эмиграции, которая дала немало замечательных произведений. Хотя любое сравнение весьма условно, но тут просится аналогия с Буниным, тоже создавшим вдали от России многие и сейчас берущие за душу страницы. Однако добавим, что Гаяз Исхаки, в отличие от своего маститого собрата, оставался активным политиком и его биография в этом плане, в том числе и противоборство с советскими спецслужбами, ждет еще своего исследователя. Ему пришлось пройти через все – разочарование в соратниках, трагическую потерю некоторых наиболее надежных из них, клевету и оговоры, эмигрантские дрязги, неизбежные в этом замкнутом мирке, преследования властей ряда стран. Опубликованные сейчас рассекреченные документы показывают, что его деятельность находилась и под неослабным вниманием советских спецслужб, имевших агентов в ближайшем окружении писателя. Не жаловали его и немецкие спецслужбы, особенно после того, как он осудил нападение на Польшу, страну, которая помогла ему выжить в самое трудное время, а ее президент Пилсудский, обратившись к советским руководителям, сумел вызволить дочь Исхаки из СССР.
Думаю, что цикл монографий М.Сахапова (а рецензируемая книга – одна из них) является существенным вкладом в историю духовной жизни татарского народа, всех народов России.