Постоялец из номеров Михайлова

Угловой дом напротив сада “Черное озеро”, в подвальном этаже которого разместилась с недавнего времени строительная фирма “Роста”, а раньше был магазин “Сфера”, построен был в первой половине XIX века и принадлежал приходу Воскресенской церкви, занимавшей территорию нынешнего химического корпуса университета.

Герб КазаниУгловой дом напротив сада “Черное озеро”, в подвальном этаже которого разместилась с недавнего времени строительная фирма “Роста”, а раньше был магазин “Сфера”, построен был в первой половине XIX века и принадлежал приходу Воскресенской церкви, занимавшей территорию нынешнего химического корпуса университета. В 1869 году владевший домом протоиерей Воскресенской церкви Иорданский продал его купцу Михайлову, о чем 1 апреля был составлен соответствующий договор. Как принято было в те времена, купец записал дом на имя жены, Анастасии Ивановны, за которой этот дом и числился в городской управе, взимавшей налоги с недвижимого имущества.


Отгородившись от Воскресенской церкви новым крепким забором и прихватив при этом часть церковного двора, по поводу чего церковь безуспешно устроила было тяжбу с купцом, Михайлов начал обустраивать усадьбу: к дому сделаны были пристройки, благоустроены домовые службы, при доме открыта была питейная лавка. А вскоре на двух сторонах дома, выходивших на улицы Черноозерскую и Поперечно-Воскресенскую, появилась вывеска: “Меблированныя комнаты”. В адресных книгах города Казани сведения об этих номерах указываются с 1894 года, хотя открылись номера раньше. В “Спутнике по Казани” профессора Н.Загоскина за 1895 год они отнесены к категории второклассных с точки зрения устройства и удобств, только адреса этих номеров указывались по-разному: и на Николаевской площади, поскольку дом углом своим выходил на Николаевскую площадь (ныне Бутлеровский, а прежде Ленинский сад), и по Черноозерской (ныне Дзержинского), и по улице Лобачевского, которая до 1894 года именовалась сначала Баратаевской, поскольку начиналась от дома казанского губернатора князя С.М.Баратаева, потом Поперечно-Воскресенской, потом Почтамтской… Дом этот прекрасно сохранился до наших дней – старинной прочной кирпичной кладки, неоштукатуренный… Если его привести в порядок, он простоит еще столько же. На той его стороне, которая выходит на улицу Лобачевского, между двух окон прилепилась неказистая банного мрамора доска, указывающая, что в доме этом в 1897-1899 гг. проживал народный артист СССР В.И.Качалов.


В.И.Качалов в год приезда в КазаньГлядя на эту доску, с грустью думаешь, что до следующего качаловского юбилея – 150-летия со дня рождения артиста – еще больше двадцати лет… А до тех пор более чем скромный вид этой мемориальной доски натолкнет ли отцов города на мысль о том, что пора бы и освежить в памяти одну из славных страниц казанской театральной истории?..


Доска появилась на доме в 1948 году, вскоре после смерти Качалова и выхода в свет постановления Совета Министров СССР об увековечении его памяти и присвоении имени Качалова Казанскому Большому театру. Местные власти решили проявить рвение и присвоили имя Качалова еще и улице Лаврентьева, на которой он никогда не бывал. Кроме того, стали выяснять его казанские адреса и, в частности, обратились за помощью в музей Московского Художественного театра, откуда пришел ответ, что Качалов проживал в Казани в номерах Михайлова. Нашлись и старожилы, помнившие об этом обстоятельстве.


Когда Качалов приехал в Казань, точно установить теперь вряд ли возможно. Очевидно, где-то в конце августа 1897 года, поскольку в том году, вопреки сложившейся традиции, сезон в Казанском театре открывался не оперой, а драмой. Формирование труппы на новый сезон начиналось сразу же по окончании предшествующего и продолжалось все лето. С основными персонажами, как тогда говорили, стремились договориться и подписать контракт как можно раньше – за ними всегда охотилось сразу несколько театров. Обеспечив труппу ведущими актерами, об остальных можно было не беспокоиться, на вторые-третьи роли претендентов всегда было более чем достаточно, а на роли слуг и служанок очень часто брали местных любителей театра.


Качалов в то время был еще никому не известным молодым начинающим актером. Без отрыва от учебы в Петербургском университете он прослужил один сезон приходящим (нештатным) сотрудником в Суворинском театре в Петербурге и съездил с известным актером В.П.Далматовым в летнюю гастрольную поездку. В Казань посоветовал ему отправиться его учитель В.Н.Давыдов, когда-то в Казани работавший и неоднократно приезжавший потом сюда на гастроли. Поэтому и контракт с Качаловым мог быть заключен буквально накануне открытия сезона. Во всяком случае, в июле в составе труппы его еще не было, и лишь 26 августа “Казанский телеграф” сообщил, что дополнительно в нее вошли Смирнов, Качалов, Черносвистов, Савич, Рассказова, Самарская. Следовательно, приехал Качалов в Казань не один, а с группой товарищей, среди которых только Смирнов служил раньше в Казанском театре.


Приехали они пароходом. В записной книжке Качалова сохранился рисунок, где он изобразил живописную группу, двигающуюся по дамбе, ведущей в центральную часть города от устья Казанки, где располагались пристани. Дамы и багаж поместились на нанятой пролетке, мужчины шествовали пешком, впереди – Качалов, в цилиндре и клетчатых штанах, руки в карманах. Был он тогда молод и только еще входил во вкус жизни и нравов странствующего комедианта.


дом по улице Лобачевского, где находились "номера Михайлова"В первую очередь надо было представиться антрепренеру. Михаил Матвеевич Бородай, уже четыре сезона возглавлявший казанскую труппу, был известным на всю Россию антрепренером, и служить у него считалось большой честью и подарком судьбы. Казанскую труппу в тот сезон составляли знаменитые актеры: Каширин, Агарев, Неделин, Нежданов, Соловьев, Гарин, Свободина-Барышева, Александрова-Дубровина, Агарева-Инсарова, Шебуева, Гондатти. Рекомендация Давыдова, однако, помогла, и Качалов был принят. Подписали договор.


В Национальном архиве Татарстана сохранился типовой договор, действовавший во времена антрепренера В.Г.Серебрякова. В нем обговаривались роли, которые должен был играть актер в предстоящем сезоне, размер его заработной платы, а также правила, которые он должен был неукоснительно соблюдать, в частности: “2) Гг. артисты и артистки как в спектаклях антрепренера, так и в бенефисы не могут отказываться от ролей, им назначаемых… 3) Гг. артисты, получающие более 40 р. в месяц, обязаны иметь свои городские костюмы и одеваться верно, т.е. сообразно с характером изображаемого лица и временем, к которому относится действие. 4) Гг. артисты должны выучивать роли в сутки не менее полутора листов…” и т.д. Поскольку Качалов был актером начинающим и не имел еще наработанного репертуара, в его договоре значилось просто “на выходные роли”. Да и зарплата была, видимо, невелика, потому и жилье надо было найти подешевле.


По совету ли товарищей или самого Бородая (как расчетливый и умный хозяин, он был весьма озабочен, чтобы его актеры в материальном и бытовом отношении были прилично устроены, поскольку от этого зависел в том числе и престиж театра, и его успех) Качалов и отправился искать комнату во “второклассные меблирашки”. В то время актеры обычно останавливались в номерах Бергмана на углу Большой Казанской и Поповой горы (ныне Большая Красная и Тельмана), Банарцева на Черноозерской и Михайлова. Все это было довольно близко от театра и сравнительно недорого.


К 1897 году фактическим хозяином дома был уже сын купца Михайлова Степан Герасимович, хотя формально дом принадлежал его старушке-матери, которой тогда было 72 года. Был он вдов, схоронил старших своих сыновей – Александра и Николая, третий сын, Виктор, записался вольноопределяющимся в Ветлужский резервный батальон, младший сын, Константин, 20 лет, учился на аптекаря. Жили с ним еще дочери, младшей из которых, Анастасии, было к этому времени 16 лет. Училась она в Ксениинской гимназии, одной из лучших в Казани, но училась, видимо, неважно: осенью 1896 года она сдавала переэкзаменовку за первый класс и была переведена во второй, отказавшись при этом изучать дополнительный французский язык, но уже во втором полугодии 1896-97 учебного года против ее фамилии в классном журнале значится “выбыла”. Кстати, в одном классе с ней училась и Люция Кешнер, тетка нашего известного артиста.


Летом 1897 года Степан Герасимович испрашивал разрешение на ремонт балконов в доме матери, а осенью в газете “Казанский телеграф” появилось объявление: “Ресторан Михайлова бл. Черного озера отремонтирован и вновь открыт с 11 час. ежедневно”. Так что было где заезжему артисту и пообедать, “в ресторане Михайлова… каждодневно свежие пирожки и настоящий кавказский шашлык”. В доме, кроме того, располагалась фотография и был телефон, в необходимых случаях из театра могли позвонить, чтобы вызвать артиста, к примеру, для срочной замены кого-то из заболевших.


Сезон открылся 8 сентября спектаклем “Цена жизни” по пьесе В.И.Немировича-Данченко, а уже 9 сентября на сцену вышел Качалов – в водевиле Тарновского “Когда б он знал”. Рецензент, правда, факта этого никак не отметил. Весь сезон, длившийся до 24 ноября, после чего труппа отправилась в Саратов, а на ее место приехала опера, Качалов выходил на сцену чуть ли не каждый вечер в какой-нибудь маленькой роли. Пресса, однако, не обмолвилась о нем ни единым словом, за исключением “Волжского вестника”, в рецензии на спектакль “Мирская вдова” отметившего: “изумительно плох был


г. Качалов”. Но товарищи по сцене обратили внимание и на стройную фигуру, и на умение с достоинством держаться на сцене, и на совершенно замечательный голос. Вот как об этом рассказывает служившая тогда в Казани вместе с Качаловым актриса О.А.Голубева: “Одним из первых спектаклей сезона шла “Сан-Жен”. Я сидела с другими свободными актерами в ложе и смотрела спектакль… Сцена приема у мадам Сан-Жен. Слуга распахивает дверь и докладывает о прибытии гостей. Я в эту минуту не смотрела на сцену, а тихо разговаривала с кем-то в ложе, и вдруг я была поражена звуком голоса докладывающего слуги; взглянула: высокая, тонкая фигура, тонкое лицо и необыкновенной красоты голос, сказавший три слова. Кто это? И за мной еще несколько голов повернулись к сцене. Кто это? Какой голос!.. Оказалось, новый молодой актер – Качалов”. А знаменитый химик А.Е.Арбузов, учившийся в эти годы в Казанском университете, спустя много времени вспоминал об этом так: “Когда из глубины сцены раздался голос еще неизвестного артиста, в театре произошло что-то небывалое. Весь зрительный зал насторожился и затаил дыхание. То впервые в стенах Казанского театра прозвучал голос В.И.Качалова…”


Воспоминания эти, конечно, явно преувеличивают действительность, тем не менее Качалову в Казани несомненно повезло, счастливый случай помог ему выдвинуться, на его выступления обратили внимание, и уже на третий сезон он сделался подлинным кумиром студенческой и особенно гимназической публики. Дочь хозяина меблированных комнат, где поселился Качалов, рассказывает в своих воспоминаниях, как гимназистки “охотились” за Качаловым, чтобы получить автограф на его портрете (Качалов сфотографировался в роли князя Шаховского в казанской фотографии “Фельзер”, и открытки с его портретом можно было там приобрести), как эти портреты прятались на груди, в учебниках, в тетрадях; к ним относились, как к талисману и т.д. Качалова охотно приглашали на студенческие вечеринки и торжественные вечера, где он охотно читал стихи и монологи. Барышни, краснея от смущения, спрашивали у него совета, стоит ли им поступать на сцену. А когда пришло время прощаться (Качалов по приглашению основателей Художественного театра уезжал в Москву), на последнем его концерте в университете студенты внесли его в артистическую комнату на руках. И когда он вышел на эстраду, его буквально завалили цветами. Как вспоминает Анастасия Степановна Михайлова, ставшая впоследствии актрисой и вместе с другой поклонницей таланта Качалова, Ольгой Дадиан, служившая на казанской сцене в антрепризе Н.И.Собольщикова-Самарина в 1902-1905 гг., “восторженная толпа не хочет расставаться и просит Качалова – пожалуйста, еще… Наконец, Качалов заканчивает чтение: Грибоедов, “Горе от ума” (монолог Чацкого, последнее действие). Опять бурные аплодисменты. Подносят большой лавровый венок с лентой от казанских студентов”.


Жил Качалов в номерах Михайлова осень 1897 года, весну 1898-го, зиму 1898-99 и весну 1899 года. А осенью 1899 года, вернувшись из Саратова к открытию драматического сезона в Казань, в номера Михайлова уже не вернулся. Последний свой сезон в Казани он жил на Поповой горе. Дом этот не сохранился.


Юрий БЛАГОВ.


На снимках: В.И.Качалов в год приезда в Казань; дом по улице Лобачевского, где находились “номера Михайлова”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще