Опубликовано: 20.08.2002 0:00
В Набережных Челнах вот уже полтора десятка лет существует кукольный театр с официальным, но очень ласковым, нежным названием — Дом детей и птиц. Насколько оно соответствует действительности, можно судить, только побывав здесь. Небольшой зал на 150 человек, маленькая сцена, фойе, напоминающее сказочный лес, в котором живут деревья и цветы, светлячки-фонарики, рыбки, попугаи, черепахи, ящерицы и даже питон.
С первых дней кукольный театр стал достопримечательностью города. Есть здесь некая загадочность, непредсказуемость, таинственность. На душе сразу же делается тепло и уютно, когда поднимаешься на второй этаж, в зрительный зал и вместе с маленькими зрителями устраиваешься на лавках (даже не стулья) в ожидании чуда. И зачастую это чудо наступает.
Театр кукол — это особый мир, особая поэзия, особое восприятие мира, где неразрывно сплелись чистая детская открытость миру и душевная мудрость старших поколений, сказка и быль, звук, свет, пластика. И в этом мире могут жить и творить только люди особого душевного склада. Одной из них является актриса Галина Кузнецова.
С детства она мечтала стать актрисой. Но случилось несчастье — перед самыми экзаменами сломала ногу. Казалось, о мечте надо забыть. Но Галина не отступила. Она окончила с красным дипломом Ставропольское культурно-просветительское училище, а затем Ленинградский институт культуры по специальности «режиссер драмы». Несколько лет руководила народным театром в Росляково, что в Мурманской области. А в августе 1987 года на актерской бирже в Москве она получила приглашение от Александра Янкелевича, режиссера только что созданного Набережночелнинского кукольного театра.
Личность Янкелевича уникальна. Даже внешне похожий на старого доброго сказочника, он и внутренне, по своему душевному складу был весь из этого сказочного мира. Практически на пустом месте, с нуля он и собранный им коллектив единомышленников превратили сказку в быль, создали дом, наполненный добротой, красотой, щебетаньем птиц и шумным, веселым гомоном детворы. Спектакли первых лет — «Чудо-юдо», «Волшебная раковина» и другие — завоевали сердца юных, да и взрослых зрителей необычностью художественного решения, богатством фантазии и, самое главное, серьезностью содержания. И с первых дней Галина Кузнецова не только не потерялась здесь, а, наоборот, сразу же стала одной из ведущих актрис театра.
С тех пор немало воды утекло. За это время в стране сменился общественный строй, город стоически переносил экономические катаклизмы… В театре тоже было не все безоблачно. В 1999 году А.Янкелевич покинул свое детище и уехал в Израиль. С ним уехали первопроходцы этого театра. Из старой гвардии в коллективе осталась одна Галина Кузнецова.
Руководство театром взяли на себя новые люди, такие же беспокойные и преданные ему. Директором стала Зухра Митрофанова, главным режиссером — Игорь Клюев, актер-кукольник, долгое время бывший помощником Янкелевича. За три года они сколотили новый коллектив, в основном молодежь, а также создали при театре татарскую группу.
Галина Кузнецова по-прежнему занимает ведущее положение в этом коллективе, ее авторитет непререкаем. На сегодняшний день она сыграла столько ролей, что все не перечислить. Роли яркие, искрометные, разноплановые…
В последний раз я видела ее в спектакле «Бука» по пьесе М.Супонина, где Г.Кузнецова исполняет сразу три роли — озорной и кокетливой Белочки, деловитого Медвежонка и практичной Лисы, сходу, мастерски перевоплощаясь на глазах у маленьких зрителей. При этом она постоянно общается с залом, детьми от лица своих персонажей. Необычайно интересна актриса и в спектакле «Гусенок» Н.Гернета, где также очень удачно используются живой и кукольный ряды.
Воспользуюсь цитатой из челнинской газеты «Час», где корреспондент М.Баширова вспоминает другие роли Галины: «…Это она играет деловитого и умного поросенка Наф-Нафа, она же — неповторимая Лиса из «Разноцветных снежинок» и злой визирь из «Сказки о юном мастере Мураде». Ее голос может невозможное: попробуйте доказать детям, что тоненький голосок сестрицы Одноглазки из сказки про Хаврошечку и «оперное контральто» Бегемотихи из «Слоненка» принадлежат одной тетеньке!
Недавно здесь был восстановлен спектакль для взрослых «Два пуделя», где Кузнецова сыграла роль клоуна. Эта роль без слов, и тем не менее она сложна. Клоун как бы воплощает в себе невысказанные чувства героев и пытается — трогательно и бессловесно — помочь Мужчине и Женщине. Кузнецова играет так, что кажется — вот этот клоун и есть главный герой спектакля».
Многие годы Галина Кузнецова успешно совмещает работу в театре с педагогической деятельностью, занимаясь профессиональной подготовкой и воспитанием молодых актеров. И делает это так же талантливо и самоотверженно, как и творит на сцене. Она в расцвете лет, полна творческих планов, и очень хочется пожелать ей не терять этой «искры божьей» в своей душе.
Д.ГИМРАНОВА.
Театровед.
На снимке: Г.Кузнецова с куклой из спектакля «Разноцветные снежинки».
Фото В.Ткаченко.
![]() |
29.09.2023
Рафаэля заказывали?..В усадьбе Сандецкого, главном здании музея изобразительных искусств РТ, открылась выставка «Рафаэль. Версии», на которой представлено более 50 произведений известных мастеров живописи и графики XVIII–XIX веков, воспроизводивших полотна и рисунки гения итальянского Ренессанса. |
![]() |
25.09.2023
Погоду сделают джазовый панк и внучка ВизбораМузыкальный фестиваль «Джазовая Казань» нынче уже в десятый раз пройдет на сцене концертного зала Татарской государственной филармонии имени Г.Тукая. |
![]() |
25.09.2023
Сезон открыли с восходящими звездамиГосударственный симфонический оркестр Татарстана открыл 58-й концертный сезон программой, в которой солистами выступили совсем молодые музыканты, в том числе правнучка Мусы Джалиля. |
![]() |
25.09.2023
Портрет глазами клоунаВ Казанском цирке открылась международная выставка художников-карикатуристов «Цирк сквозь призму смеха». В экспозиции представлено около 370 рисунков более чем из 40 стран, в том числе из Китая, Индии, Бразилии, Германии, Израиля. |
![]() |
23.09.2023
Путешествие через три столицыСтатус национального присвоен туристическому маршруту «Великий Волжский путь» на полях завершившегося во Владивостоке Восточного экономического форума. |