В Набережных Челнах вот уже полтора десятка лет существует кукольный театр с официальным, но очень ласковым, нежным названием – Дом детей и птиц. Насколько оно соответствует действительности, можно судить, только побывав здесь. Небольшой зал на 150 человек, маленькая сцена, фойе, напоминающее сказочный лес, в котором живут деревья и цветы, светлячки-фонарики, рыбки, попугаи, черепахи, ящерицы и даже питон.
С первых дней кукольный театр стал достопримечательностью города. Есть здесь некая загадочность, непредсказуемость, таинственность. На душе сразу же делается тепло и уютно, когда поднимаешься на второй этаж, в зрительный зал и вместе с маленькими зрителями устраиваешься на лавках (даже не стулья) в ожидании чуда. И зачастую это чудо наступает.
Театр кукол – это особый мир, особая поэзия, особое восприятие мира, где неразрывно сплелись чистая детская открытость миру и душевная мудрость старших поколений, сказка и быль, звук, свет, пластика. И в этом мире могут жить и творить только люди особого душевного склада. Одной из них является актриса Галина Кузнецова.
С детства она мечтала стать актрисой. Но случилось несчастье – перед самыми экзаменами сломала ногу. Казалось, о мечте надо забыть. Но Галина не отступила. Она окончила с красным дипломом Ставропольское культурно-просветительское училище, а затем Ленинградский институт культуры по специальности “режиссер драмы”. Несколько лет руководила народным театром в Росляково, что в Мурманской области. А в августе 1987 года на актерской бирже в Москве она получила приглашение от Александра Янкелевича, режиссера только что созданного Набережночелнинского кукольного театра.
Личность Янкелевича уникальна. Даже внешне похожий на старого доброго сказочника, он и внутренне, по своему душевному складу был весь из этого сказочного мира. Практически на пустом месте, с нуля он и собранный им коллектив единомышленников превратили сказку в быль, создали дом, наполненный добротой, красотой, щебетаньем птиц и шумным, веселым гомоном детворы. Спектакли первых лет – “Чудо-юдо”, “Волшебная раковина” и другие – завоевали сердца юных, да и взрослых зрителей необычностью художественного решения, богатством фантазии и, самое главное, серьезностью содержания. И с первых дней Галина Кузнецова не только не потерялась здесь, а, наоборот, сразу же стала одной из ведущих актрис театра.
С тех пор немало воды утекло. За это время в стране сменился общественный строй, город стоически переносил экономические катаклизмы… В театре тоже было не все безоблачно. В 1999 году А.Янкелевич покинул свое детище и уехал в Израиль. С ним уехали первопроходцы этого театра. Из старой гвардии в коллективе осталась одна Галина Кузнецова.
Руководство театром взяли на себя новые люди, такие же беспокойные и преданные ему. Директором стала Зухра Митрофанова, главным режиссером – Игорь Клюев, актер-кукольник, долгое время бывший помощником Янкелевича. За три года они сколотили новый коллектив, в основном молодежь, а также создали при театре татарскую группу.
Галина Кузнецова по-прежнему занимает ведущее положение в этом коллективе, ее авторитет непререкаем. На сегодняшний день она сыграла столько ролей, что все не перечислить. Роли яркие, искрометные, разноплановые…
В последний раз я видела ее в спектакле “Бука” по пьесе М.Супонина, где Г.Кузнецова исполняет сразу три роли – озорной и кокетливой Белочки, деловитого Медвежонка и практичной Лисы, сходу, мастерски перевоплощаясь на глазах у маленьких зрителей. При этом она постоянно общается с залом, детьми от лица своих персонажей. Необычайно интересна актриса и в спектакле “Гусенок” Н.Гернета, где также очень удачно используются живой и кукольный ряды.
Воспользуюсь цитатой из челнинской газеты “Час”, где корреспондент М.Баширова вспоминает другие роли Галины: “…Это она играет деловитого и умного поросенка Наф-Нафа, она же – неповторимая Лиса из “Разноцветных снежинок” и злой визирь из “Сказки о юном мастере Мураде”. Ее голос может невозможное: попробуйте доказать детям, что тоненький голосок сестрицы Одноглазки из сказки про Хаврошечку и “оперное контральто” Бегемотихи из “Слоненка” принадлежат одной тетеньке!
Недавно здесь был восстановлен спектакль для взрослых “Два пуделя”, где Кузнецова сыграла роль клоуна. Эта роль без слов, и тем не менее она сложна. Клоун как бы воплощает в себе невысказанные чувства героев и пытается – трогательно и бессловесно – помочь Мужчине и Женщине. Кузнецова играет так, что кажется – вот этот клоун и есть главный герой спектакля”.
Многие годы Галина Кузнецова успешно совмещает работу в театре с педагогической деятельностью, занимаясь профессиональной подготовкой и воспитанием молодых актеров. И делает это так же талантливо и самоотверженно, как и творит на сцене. Она в расцвете лет, полна творческих планов, и очень хочется пожелать ей не терять этой “искры божьей” в своей душе.
Д.ГИМРАНОВА.
Театровед.
На снимке: Г.Кузнецова с куклой из спектакля “Разноцветные снежинки”.
Фото В.Ткаченко.