Любовь к трем струнам

Открытия бывают явные и завуалированные.

Открытия бывают явные и завуалированные. Людмиле Потаповой всю жизнь удаются вторые.


– Слишком поздно, набор окончен. Места остались только в классе домры. Хочешь – приходи… – сказали ей в Дербышкинской музыкальной школе. Родители ни на чем не настаивали, а ей во что бы то ни стало хотелось здесь учиться. Упорства Людмиле было не занимать, недаром хореографией занималась сразу в двух студиях – при школе и Дворце пионеров. С таким же рвением девочка принялась за премудрости музыкальной грамоты на домре.


С утра – музыкалка, наспех обед, вприпрыжку в школу, после уроков, с гимнастическим купальником и юбочкой под мышкой, – в танцевальный, за уроки – в девять вечера. И так каждый день. Ни тебе катков, ни праздного болтания с подружками.


В седьмом классе мама притормозила марафон, поставив вопрос ребром: танец или музыка? Закусив губу, девочка передала через приятельниц хореографические причиндалы – сама вернуть не решилась. Притяжение домры становилось все непреодолимее. Маленький изящный щипковый музыкальный инструмент с тремя струнами стал первым открытием Людмилы Потаповой.


В музыкальное училище она поступила легко, в приемной комиссии поинтересовались только инструментом: ваш?


– Нет, взяла у подруги – у меня домра плохая…


“Хорошей” считается домра, изготовленная мастером вручную. В дело идет резонансная сосна или палисандр – тогда корпус звучит. Гриф не из цельного – из нескольких кусочков темного дерева, подобранных так, чтобы струны не стягивали и не коробили его. Поверхность шейки грифа бархатистая на ощупь – к ней пальцы прижимают струны. Лак оттеняет прелестную, гармоничную форму инструмента. И стоит такое совершенство немалые деньги…


Приезд в Казань четы Амировых, знаменитых балалаечника и домристки, окрылил студентку музучилища. Они зажгли в ней желание работать и расти профессионально. Она училась в консерватории и одновременно преподавала в школе, вынашивала мечту открыть в музыкальной десятилетке класс народных инструментов. Переговоры велись уже на уровне Министерства культуры, но консерватория оставила Людмилу на своей кафедре. Впереди ее ждали новые открытия…


Сольные выступления Людмилы Потаповой и ее участие в ансамблевых концертах проходят с неизменным успехом. Она является закоперщиком конкурсов, сама разрабатывает их условия и программы. Высокую оценку ее педагогической и методической работе дают народный артист России, лауреат международных конкурсов Александр Цыганков, профессора Р. Шайхутдинов, В. Романько, А. Шутиков, Ш. Амиров и другие.


Скрипка, фортепиано, виолончель имеют самую богатую и разнообразную сольную литературу, в ансамблевых партитурах им также нет равных. Но попробуйте отыскать в библиотеках пару нотных сборников для домры. Татарстанские композиторы для домры пишут очень редко. Для обогащения концертного репертуара Потапова сама делала переложения произведений разных стилей и эпох для домры и ансамбля домристов, которые пользуются большим спросом. На собственные деньги издала сборник этюдов для домры, а по заказу методического кабинета Министерства культуры республики подготовила к изданию сборник из 32 пьес для домры “Композиторы Татарстана – детям”.


…Нежная и сладкая лютня к восемнадцатому веку вышла из моды, потому что при большой гибкости ее звуку не хватало силы. Прелесть тембра не спасла и гитару – из-за относительно слабой звучности в состав оркестров она не вошла. У маленькой домры большие исполнительские возможности – и в виртуозном плане, и в звуковом. А если взять не одну, а несколько домр?.. В 1996 году, после успешного концерта, посвященного 50-летию Казанской консерватории, в музыкальных кругах Казани заговорили об ансамбле домристов Людмилы Потаповой.


Тонкий, чуткий ансамблист… Что это значит? Вовремя начинать партию, четко выполнять авторские указания, безукоризненно выдерживать ритм, каждую секунду, каждый миг слушать партнера, не выпячивать свою партию, хоть ты и индивидуальность… Этому ансамблисты Потаповой учатся от репетиции к репетиции. Нелегко играть соло, не легче и в ансамбле. Даже опытные и яркие исполнители порой не могут найти себя в нем.


Все это Людмила Николаевна учитывала, создавая из лучших учеников свой первый ансамбль в консерватории. Она хотела и поймала сразу двух зайцев: унисонная игра 12 домр усилила масштаб звучания и одновременно сплотила учеников, подарила им ни с чем не сравнимое чувство творческого единения. Когда в их исполнении звучит отрывок из балета “Раймонда”, слушателям и в голову не приходит, что в оригинале Глазунов писал эту музыку для скрипок.


Если вам не по карману фортепиано – отдайте своего ребенка в класс домры. Такой вывод напрашивается, когда узнаешь расценки за обучение в музыкальной школе: в классе фортепиано 50 рублей в месяц, в классе домры – всего 11… С одной стороны, родителям легче, с другой – дискредитация прекрасного музыкального инструмента: дешевле – значит хуже. На деле же совсем не так. И Людмила несколько лет назад наглядно доказала это.


В конце осени Потапова набрала десять малышей-подготовишек (пришлось клятвенно уверять родителей, что насильно домристов из детей делать никто не будет) для эксперимента. Бесплатно, в игровой форме научила малышей исполнять простые песенки на самых маленьких домрах – пикколо, создала ансамбль, и в конце зимы они дали свой первый концерт. Родители были приятно удивлены, в классе домры остались все ребятишки.


Нельзя стать хорошим педагогом только из-за того, что не получилось с карьерой исполнителя. Более того, Людмила Николаевна убеждена, что учителем надо родиться. (Не случайно собственного ребенка она все-таки отдала в класс фортепиано – не нашла хорошего учителя-домриста, а мама для ребенка – не педагог.) Потапова регулярно проводит открытые уроки, мастер-классы, консультирует учеников музыкальных школ и училища. Тем не менее она вынуждена и сегодня признать:


– Когда виртуоз-домрист выступает с сольным концертом, это воспринимается на ура, но саму домру, ее возможности как тридцать лет назад, так и сейчас знают лишь немногие. Крепко сидит в подсознании стереотип о “благородстве” скрипки, фортепиано и “второсортности” народных инструментов. Мол, в классе баяна, балалайки, домры учатся те, у кого на большее способностей не хватает…


Но послушайте, как исполняет на домре “Детскую сюиту” ученица Потаповой Машенька Ефремова, какие образы создает она на трех прекрасных струнах! Для своих девяти лет девочка осилила большой репертуар, в прошлом году заняла первое место на конкурсе имени Сайдашева. Просто неподражаемо играет сюиту из балета “Чиполлино” одиннадцатилетний Талгат Матросов, также победитель городских и республиканских конкурсов.


В течение последних десяти лет Людмила Николаевна регулярно показывает своих питомцев на конкурсах исполнителей на народных инструментах – региональных, всероссийских, международных. Гордость педагога – Евгений Мальцев. В 1999 году, учась на третьем курсе музыкального училища, он стал лауреатом всероссийского конкурса-фестиваля “Самоцветы России”, завоевал золотую медаль на первых молодежных Дельфийских играх, а также стал дипломантом Международного конкурса имени Андреева…


К слову, в семье Потаповых все музыканты. В их доме мирно соседствуют несколько баянов, пианино, гитара, балалайка, мандолина и, конечно же, домра.


Любовь ГЛЕБОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще