Так можно было бы назвать недавно увидевшую свет книгу “Неизвестный Султан-Галиев: рассекреченные документы и материалы” (авторы-составители профессор Б.Султанбеков и кандидат исторических наук Д.Шарафутдинов). Она, хотя и посвящена одному человеку, тем не менее представляет собою своего рода энциклопедию политической жизни СССР в целом. В ней сосредоточены документы, из которых видно, как в условиях СССР благородные идеалы освобождения человека от всякого гнета и несправедливости потерпели фиаско, почему и как сложилось государство, где преследовалось всякое инакомыслие, преследовались не только отдельные люди, но и целые народы.
Однако были люди, которые предлагали стране свои варианты общественного развития. Варианты с максимальным использованием марксистских постулатов, освобожденных от жестких принципов диктатуры. При этом они не боялись возражать ни Ленину, ни Сталину, ни другим коммунистическим лидерам. Одним из первых среди них был Мирсаид Хайдаргалиевич Султан-Галиев. Он раньше, чем Ленин, пришел к выводу о нереальности мировой пролетарской революции и предложил подкрепить пролетарскую революцию в России народно-демократическими революциями в странах Востока. Оказавшись не в состоянии убедить партийное руководство страны в этом, Султан-Галиев развернул реальную деятельность по сплочению сочувствовавших Советской России революционных сил Востока. Более всего работал он с коммунистами России и СССР. Через национал-коммунистов он добивался смягчения советского режима и более всего – национальной политики Коммунистической партии. В книге предложен весь имеющийся, но до сих пор остававшийся неизвестным широкой общественности комплекс документов.
Документы и материалы книги свидетельствуют, что в период начиная с 1922 года Султан-Галиев находился в ситуации, напоминающей положение загнанного волка. Его окружили шпиками, следили за каждым шагом, перехватывали письма. И, наконец, загнали в угол. В мае 1923-го он был арестован, исключен из партии, снят со всех должностей. В 1928 году его снова арестовали и сослали на Соловки. В 1937 году – последний арест. 8 декабря 1939 года был приговорен к высшей мере наказания.
Внимание читателей книги привлечет документ, свидетельствующий о том, что он расстрелян 28 января 1940 года. Однако там же помещено свидетельство о смерти Султан-Галиева, выданное дочери в 1956 году. В нем говорится, что он умер 14 сентября 1943 года. Так что, хотя теперь о Султан-Галиеве известно все, тем не менее остается загадка, связанная с его смертью.
Султан-Галиев предупреждал, что всякие стремления и деяния, направленные на превращение национальных республик в обычные административные единицы, приведут к развалу страны. Так и случилось. А могло быть и иное. Конечно, реальная история не приемлет сослагательного наклонения. Ибо то, что случилось, не имеет обратного хода. Однако наука история имеет возможности сравнения и сопоставления того, что случилось, с тем, что могло случиться, но не случилось. Если бы был жив Ленин, возможно, что его линия на смягчение экономических отношений с признанием развития частного капитализма через нэп могла найти свое отражение и в политической жизни. Ведь это был человек, чутко улавливавший тенденции общественного развития. Именно это привело его в конце жизни к пониманию того, что не произойдет немедленной мировой революции и что скорее взорвется Восток, нежели Запад. Факты показывают, что он был готов отойти и от жестких принципов создания союзного государства. Однако этого не случилось, ибо к 1922 году рычаги реальной власти в стране уже перешли в руки человека, догматически воспринимавшего марксизм.
Предостережение Султан-Галиева о возможности развала страны не потеряло актуальности и сегодня. На глазах нынешнего поколения была упущена возможность сохранения СССР. Это тот редкий в истории случай, когда от действий одного человека зависел весь дальнейший ход истории. Я имею в виду Горбачева. Он инициатор перестройки СССР, один из первых руководителей, понявший, что жить по-старому нельзя. Однако он смог произнести лишь первую букву алфавита перестройки. Между тем, сказав “А”, следовало букву за буквой произнести весь алфавит. Но Горбачеву не хватило политической воли. Между тем еще Чингисхан предупреждал: “Боишься – не делай, делаешь – не бойся”. Человек, взявший на себя ответственность за судьбу страны, или не должен был начинать перестройку, или же, начав ее, обязан был довести ее до логического конца.
Накануне возможного подписания Союзного договора, когда Горбачеву наверняка было известно о готовящемся заговоре, вместо того, чтобы денно и нощно работать с республиками, он спрятался в Форосе. И Беловежскую пущу можно и нужно было предотвратить, арестовав участников той встречи за нарушение воли народа, выраженной им на референдуме по сохранению Союза ССР. Однако Горбачев не сделал и этого.
В нынешних условиях, когда снова воспрянули унитаристские силы, предостережение, сделанное Султан-Галиевым, вновь приобретает актуальность. Бесконечные судебные процессы, протесты прокуроров даже по самым пустякам, направленные на ликвидацию республик вообще, не обещают ничего хорошего для страны. Она скатывается на унитарные рельсы.
Имя Султан-Галиева стало жупелом национализма. Начиная с мая 1923 года, момента его первого ареста, и до конца 80-х годов “султангалиевщина” служила символом махрового национализма. Сотни людей, в том числе и те, кто никогда с ним не встречался и не знал его лично, были репрессированы, как султангалиевцы.
Между тем в кабинетах лидера алжирской революции Ахмеда Бен Беллы, президента Египта Гамаля Абдель Насера висели его портреты. На Западе появлялись работы, посвященные его политической биографии, в которых он признавался в качестве идеолога третьего мира. Того мира, который освобождался от пут колониализма и империализма и мучительно искал свой собственный путь. Путь, который не был бы ни капиталистическим, ни коммунистическим. И этот путь был предложен в трудах Султан-Галиева. В чем и состоит его огромная историческая заслуга. Идея пролетарской диктатуры отвергалась им потому, что Восток не был в той мере социально дифференцирован, чтобы иметь свой собственный пролетариат. И потому лозунг мировой социалистической революции для него реально мог быть лишь лозунгом обретения нового хозяина в лице западного пролетариата. Султан-Галиев же предлагал такой расклад внутренних сил, который давал возможность народам жить собственным умом, максимально используя собственные возможности. Так и поступили многие народы Востока. Ахмед Бен Белла по случаю 100-летия выдающегося революционера прислал в Татарстан телеграмму со словами: “Султан-Галиев – человек, которому многим обязан мир в XX веке”.
В жизни людей, как и в истории в целом, есть день нынешний. Есть и завтрашний. И он наступает очень быстро. И при этом воздается каждому по заслугам. Появление книги, посвященной Мирсаиду Султан-Галиеву, является свидетельством этой непреложной истины.
И.ТАГИРОВ.
Академик АНТ.
На снимке: Мирсаид Султан-Галиев. Фото из книги “Неизвестный Султан-Галиев: рассекреченные документы и материалы”.