На прошлой неделе в столицу Татарстана пришла радостная весть – в Москве на XII Международном конкурсе имени П.И.Чайковского высшей награды среди вокалистов – первой премии и золотой медали – удостоен воспитанник Казанской консерватории, солист Татарского академического театра оперы и балета им.М.Джалиля, молодой бас Михаил Казаков. Он стал первым представителем казанской вокальной школы за всю ее историю, одержавшим блестящую победу на одном из самых престижных всемирных форумов музыкантов разных поколений и стран.
“Мощно прозвучала в исполнении Михаила Казакова ария Петра Первого из одноименной оперы Андрея Петрова – размышление о судьбах государства Российского, – рассказывает на страницах газеты “Советская Россия” корреспондент Юрий Заранкин. – А с каким ярким восточным колоритом была исполнена едва ли не самая знаменитая ария Кончака из оперы Бородина “Князь Игорь” с ее труднейшими профундовыми низами – камнем преткновения для многих и многих басов!”
Президент Татарстана Минтимер Шаймиев направил лауреату поздравительную телеграмму, в которой высоко оценил успех Михаила Казакова. “Неповторимый голос, яркая манера исполнения и искренность Вашего таланта, – говорится в телеграмме, – завоевали любовь и признание поклонников музыки, вызвали заслуженные симпатии жюри конкурса…”
На днях Михаил Казаков вместе со своим педагогом, заслуженной артисткой России, народной артисткой Татарстана и Республики Марий Эл, профессором КГК Галиной Ластовкой вернулся в Казань.
Здесь с ним встретился наш корреспондент.
– Михаил! Как вы чувствовали себя на этом конкурсе и чем он отличается от четырех предыдущих в России и за рубежом, где вы также одержали победы?
– Это, считаю, самый главный конкурс для музыкантов и вокалистов России. Вспомним его историю. Ведь каждый из певцов, получивших на нем первую премию, а это Владимир Атлантов, Евгений Нестеренко, Елена Образцова, Мария Биешу и другие, сразу получали возможность петь в Большом театре СССР, и им была открыта дорога на сцены лучших театров мира. Участвуя в этом конкурсе, чувствовал огромную ответственность, очень волновался и, не скрою, было тревожно. До последнего момента.
– Трудно было петь на этом конкурсе?
– Очень. И потому, что от тура к туру усложнялась его программа, и потому, что певцу недостаточно только хорошего голоса – требуются также актерское мастерство и умение показать, насколько он чувствует и понимает то, о чем поет. Учитывается и то, как он себя ведет на сцене. Трудно было и потому, что у моих соперников – тринадцати басов – уровень довольно высокий. Они представляли вокальные школы не только России, но также Грузии, Молдовы, Украины, Японии, Китая, Кореи. И жюри из всемирно известных певцов и педагогов России, США, Италии, Австрии, Польши и других стран судило строго. На заключительный тур пропустило всего три баса – Виктора Дудара (Украина), Штефана Коцана (Словакия) и меня. Штефан получил четвертую премию, Виктор – диплом.
– Что вы пели?
– На первом туре – Баха, арию Кончака, обязательный романс Чайковского “Снова, как прежде, один”, на втором – арию из “Реквиема” Верди, романс Чайковского “Слеза дрожит”, арию из современной оперы “Петр Первый”, народную песню, а на третьем с оркестром – арию короля Рене из “Иоланты” и арию Захарии из оперы Верди “Набуко”, очень сложную и редко потому исполняемую.
– А как восприняли известие о победе?
– Честно говоря, только сейчас начал осознавать происшедшее. А тогда в два часа ночи после третьего тура, когда объявили итоги, была одна усталость, накопившаяся за две недели напряженнейшего конкурса. Способен был только позвонить в Казань проректору нашей консерватории Владиславу Базову и известить о победе.
А она ведь не только золотая страница в биографии моей и моего педагога Галины Трофимовны Ластовки, но и нашей консерватории, и театра имени Мусы Джалиля, открывших мне путь в большое искусство, золотая страница и в музыкальной жизни Татарстана. Меня глубоко тронуло поздравление Президента Минтимера Шариповича Шаймиева и то, что он расценил мою победу на конкурсе имени Чайковского как настоящий подарок всем, кому дороги слава отечественного музыкального искусства и традиции казанской вокальной школы. И я благодарен Президенту Татарстана за его заботу о развитии музыкальной культуры и обо мне лично.
Хочу также сказать, что бесконечно благодарен Галине Трофимовне, прекрасной певице, умному и чуткому человеку, без которой не было бы ни одной из моих побед. Во время конкурса она была рядом, помогала советами и поддержала меня психологически. Это не только мой педагог, но и большой друг. Доля ее в этой победе велика. И очень приятно, что ее высоко оценили такие выдающиеся певцы и педагоги, как Ирина Архипова, которая, несмотря на нездоровье, была в зале, когда я пел, а также Евгений Нестеренко, возглавлявший наше жюри, Луиджи Альва – всемирно известный тенор, ныне преподающий вокальное мастерство в театре “Ла Скала”, польская певица Тереса Жилио-Гара и другие члены жюри, сказавшие Галине Трофимовне немало теплых слов.
Очень благодарен я и моему неизменному на всех конкурсах концертмейстеру Александру Аркадьевичу Михайлову. Это прекрасный музыкант и человек. С ним на сцене всегда чувствую себя спокойно. А это дорогого стоит, особенно на конкурсе. И считаю, что награда, которой меня удостоили, – это также и награда Галине Трофимовне и Александру Аркадьевичу.
– Какие еще награды вы получили за победу на этом конкурсе?
– Диплом телеканала “Культура” – главного информационного спонсора конкурса, дающий мне право на запись компакт-диска. Серебряная Пушкинская медаль и великолепное подарочное издание книги “Светочи русской культуры” с портретами двухсот великих деятелей, прославивших Россию, – это награда Международного Пушкинского фонда “Классика” за лучшее исполнение на третьем туре арий Чайковского. Очень порадовал меня и сюрприз Союза театральных деятелей России – премия и диплом, как сказано в нем, “За исполнительское мастерство и яркую актерскую выразительность”. Оказалось, что СТД присудил эту премию оперному певцу впервые. А вручил ее замечательный актер, председатель СТД Александр Калягин.
– Что дало вам участие в международных конкурсах?
– Первый, организованный Еленой Образцовой, где получил вторую премию, был пробным шагом. Победа на конкурсе имени Глинки положила начало моей творческой карьере и за пределами Татарстана. Благодаря поддержке Ирины Константиновны Архиповой меня узнали в Большом театре, стали приглашать в концертные залы Москвы и других городов. Благодаря конкурсам в Тулузе и Афинах узнал, как меня оценивают за рубежом. Ну а нынешний не только подтвердил прежние победы, но стал новой, более высокой ступенью в творчестве.
– Будете ли вы участвовать в новых конкурсах?
– Думаю о конкурсе Пласидо Доминго. Нынче он проходил в Париже одновременно с конкурсом имени Чайковского. Как лауреат последнего, я должен дать концерты в Японии и Корее. И если они не совпадут со следующим конкурсом Пласидо Доминго, то, возможно, буду в нем участвовать.
– Присуще ли вам тщеславие? И как вы относитесь к популярности?
– По-моему, у каждого артиста должно быть тщеславие, но в разумных пределах. Оно – двигатель его творческого роста. Ну а ко всей шумихе, что сопровождает победителя на конкурсе, отношусь спокойно. И всегда думаю о завтрашнем дне: что надо сделать для того, чтобы закрепить этот успех и идти в своем творчестве вперед, не останавливаясь на достигнутом.
– Вы поете не только в нашем театре, но и в Большом театре России. Что пришлось исполнять там?
– В апреле спел партию Набуко, в декабре, даст Бог, спою Бориса Годунова, а в опере “Руслан и Людмила”, постановка которой запланирована на будущий год, мне предложили главную партию.
– Вы женаты?
– Пока нет. Музыка отнимает все время. Она – дама ревнивая. И если ей не отдавать всего себя и душу свою, то ничего не добьешься в искусстве. Так что пока разрываюсь между аспирантурой, преподаванием в консерватории и работой в двух театрах. Плюс участие в концертах и конкурсах.
– Вам нравится преподавать?
– Для меня это совсем новая, но очень интересная область деятельности. Двое моих студентов – бас и баритон – ребята способные и трудолюбивые, завершили первый курс. А Галина Трофимовна помогает мне и в освоении профессии педагога.
– В чем для вас заключается счастье? Только ли в успехе на сцене и признании публики?
– Счастье в том, что занимаюсь любимым делом. В том, что родные и близкие мне люди понимают, к чему стремлюсь, и помогают. И в том, что мое пение находит отклик в сердцах слушателей, приносит им радость. А что еще нужно для счастья певцу и артисту?
– Есть у вас заветная мечта?
– Мечта любого артиста – выступать на сценах ведущих театров мира, таких, как “Метрополитен Опера”, “Ла Скала”, “Ковент Гарден”, и поработать с такими дирижерами, как Джеймс Левайн, Рикардо Мути. В поздравительной телеграмме Минтимер Шарипович выразил уверенность в том, что у меня будут творческие успехи и достижения на прославленных мировых сценах. Это меня вдохновляет, и дай Бог, чтобы так и произошло.
– Сейчас можно услышать, что в вашем лице Казань взрастила второго Шаляпина. Как вы относитесь к этому?
– Очень спокойно. Лестно, приятно, но не более того. Если нравится, пусть говорят. Но не забывают, что Федор Шаляпин – это высота, к которой стремятся все басы, и непревзойденный эталон, к которому можно только приблизиться. Но сохраняя при этом собственное лицо. Иначе будет просто подражание, что недостойно настоящего артиста.
– Не получится ли так, что после стольких побед вы покинете ставшую родной Казань навсегда?
– Любой птенец, вырастая, улетает из родного гнезда. Мне кажется, что это естественно и осуждать за это нельзя. Было бы плохо, если бы я нигде, кроме Казани, не пел. Но это не значит, что я забуду Казань и оборву все, что меня с ней связывает. Останусь верен и дорогой для меня казанской публике, буду приезжать и с удовольствием петь для нее.