Не в пример своим российским коллегам, татарстанские кинематографисты не любят поднимать вокруг себя лишнего шума: не устраивают громогласных “расколов”, не делят имущество… И пожалуй, самое поразительное – люди, которые делают кино, не ссорятся, не ищут виноватых в своих проблемах среди тех, кто занимается кинопрокатом, и наоборот. Больше того, и те и другие демонстрируют почти старомодную по нынешним временам сплоченность. Три года назад Союз кинематографистов и работники киносети провели свой первый объединенный съезд, а на днях и второй, скрепив свое мирное сосуществование рядом новых совместных документов и оптимистическим лозунгом “Кино было, есть и будет”.
Кому – теплые ветры, кому – сквозняки
Однако только непосвященный может подумать, что все это: и оптимизм, и цеховая солидарность – от хорошей жизни. Иной раз, чтобы вновь почувствовать вкус к свежим идеям, взаимопониманию, достаточно просто постоять на сквозняке… Нечто подобное наши киношники пережили три года назад, когда сакраментальный вопрос “куда идет татарстанское кино?”, в лучшем случае, подвигал их на такую же риторику, а чаще дипломатично повисал в воздухе, дабы задавший его сполна прочувствовал меру собственной бестактности.
О бедах отечественного кино в последние годы говорилось предостаточно. Поэтому нет нужды, думается, вновь перечислять здесь все то, что и у татарстанских кинематографистов породило ощущение зыбкости, почти безнадежности своего положения. Для краткости и убедительности воспользуемся лишь самой общей характеристикой потерь нашей киноотрасли, которая содержалась в выступлении замминистра культуры РТ по кинематографии З.Бухараева:
– Тенденции развития российского кино последних лет свидетельствуют о том, что кинопрокат в целом проиграл, уступил своего зрителя видеопрокату и телевидению. Мы потеряли детскую и молодежную аудиторию, чей интерес к кинопоказу, в основном, подогревается зрелищными и звуковыми эффектами, которые не в силах обеспечить наша, как правило, устаревшая киноаппаратура. Мы потеряли и нашего “базового” зрителя – людей зрелого и пожилого возраста, которые традиционно ориентировались на художественные достоинства и морально-этические оценки фильма. Для большинства из них насквозь американизированный западный кинематограф и его социально-нравственные ориентиры были и до сих пор остаются чуждыми, непонятными…
А тем временем, добавим, непосредственные и потенциальные участники кинопроцесса в республике, среди которых немало профессионалов высочайшего класса, оказались в некотором смысле заложниками так и не рожденного “первенца” татарского национального кинематографа под названием “Теплые ветры древних Булгар”. К нему, в первую очередь, были обращены все взоры и финансовые потоки, от которых кинематографистам республики если что-то и перепадало, то такие жалкие крохи, что на них даже короткометражку не снимешь…
Словом, было отчего приуныть, поддаться соблазну взаимных упреков и обид. Но, как уже было сказано, татарстанские кинематографисты предпочли несколько иной путь.
Старый “Мир” круче нового…
На свой второй объединенный съезд они собрались там же, где проходил и первый, – в кинотеатре “Мир”. И конечно же, не без умысла. Недавно здесь завершилась реконструкция, о необходимости которой много говорилось на первом съезде, и вот спустя три года кинотеатр “Мир” преобразился до неузнаваемости: прекрасный интерьер, комфорт, самое современное кинооборудование. Короче, в плане иллюстрации того, что лучшая альтернатива “Дружбе” – это старый добрый “Мир”, получилось очень наглядно, можно даже сказать -эффектно. Да и финансовые показатели работы кинотеатра за два неполных месяца после реконструкции в общем-то впечатляют. По сравнению с тем же периодом 2000 года его выручка увеличилась более чем в 15 раз и составила 1 млн. 400 рублей.
Конечно, первыми сюда устремились подростки, молодежь, а вот “базовый зритель” вряд ли скоро по достоинству оценит комфорт и дорогостоящую модернизацию одного из старейших казанских кинотеатров, официально именуемого теперь Центром российской кинематографии. Все-таки билеты стоят недешево да и чисто психологически людям зрелого и пожилого возраста надо еще привыкнуть, что кинотеатр – это не только зрелищное, но и в некотором смысле коммерческое учреждение, которое должно уметь зарабатывать деньги и зарабатывать хорошо. Наконец, между кинотеатрами – а некоторые из них могут перейти и уже перешли в частную собственность – должна существовать здоровая конкуренция, от которой в первую очередь выиграет зритель. Поэтому на очереди реконструкция столичного кинотеатра “Родина”, а также строительство в Казани нового современного киноцентра. Кроме того, намечена реконструкция кинотеатров в Набережных Челнах и Лениногорске.
Но это уже перспектива, и, возможно, не ближайшая. А чем же еще, кроме реконструкции кинотеатра “Мир”, ознаменовались три прошедших года?
Кинематограф скорее жив…
Во-первых, в Казани, как и в Москве, был упразднен Госкомитет по кинематографии, а его функции переданы Министерству культуры республики. Во-вторых, Правительством республики была принята и успешно реализована “Программа стабилизации и развития кинематографии Республики Татарстан на 1999 – 2000 годы”. В результате этого практически все районные, городские кинотеатры и прокатные организации республики, перерегистрировав свои уставы, приобрели статус госучреждений, что позволило им перейти на бюджетное финансирование и получить ряд льгот. Десять миллионов рублей было выделено только на приобретение новых фильмов, причем более половины из них – отечественные киноленты, а каждый третий фильм – детский.
Кроме того, между главами администраций районов и республиканскими органами кинематографии подписано более 20 соглашений о сотрудничестве в области кинопоказа. В частности, при активной помощи тех же глав администрации были отремонтированы и вновь открылись кинотеатры в Алькеевском, Апастовском, Верхнеуслонском, Заинском и Буинском районах. Продолжается реконструкция кинотеатров в Агрызе, Бавлах, Алексеевском, Балтасях, Елабуге, Менделеевске, Сарманах и Кукморе.
Наконец, удалось реанимировать работу Казанской студии кинохроники и достойно отметить ее 40-летие. Если на первом съезде много говорилось о том, что, кроме официальной кинохроники, здесь ничего не снимается, люди месяцами не получают зарплату, но еще тяжелее переживают свою творческую невостребованность, то сегодня Казанская студия кинохроники все чаще упоминается в числе российских лидеров по производству документальных фильмов. Недавно в Москве с успехом прошли Дни татарстанского кино, где вновь были отмечены творческие удачи наших ведущих кинодокументалистов – заслуженного деятеля искусств России и Татарстана Хариса Фахрутдинова (“Тамырлар”, “Иман”), старейшего кинорежиссера республики Эдмаса Утяганова (“Салих Сайдашев”, “Музыка в металле”), серия фильмов экологической тематики Владимира Игнатюка, фильм Эдуарда Гущина “Маэстро” (о жизни и творчестве патриарха казанского джаза Виктора Деринга) и ряд других.
Что же касается художественного кинематографа, то в прошлом году, так и не дождавшись премьеры “Теплых ветров древних Булгар”, к съемкам первого татарского художественного фильма приступил режиссер Ильдар Ягафаров. Рабочее название фильма “Утро привокзальной площади” (автор сценария – Мансур Гилязов), и, как прозвучало на съезде, на восемьдесят процентов он уже готов, идут досъемки и, возможно, к Дню республики фильм выйдет на экран. Словом, и здесь, хочется думать, дело сдвинулось с мертвой точки.
Единственное, что тревожит, это отсутствие новых ярких творческих имен – среди кинорежиссеров, операторов, сценаристов. О том же сигналит и средний возраст членов Союза кинематографистов республики. В своем большинстве это замечательные личности, мастера и, как говорится, дай Бог им здоровья и творческого долголетия, тем более что в спину им, похоже, никто не дышит… А потому закономерно, думается, на съезде был поднят вопрос о создании на базе Казанской академии культуры и искусств кафедры экранных искусств, а в перспективе, возможно, и кинофакультета.
Профессия – сельский киномеханик
В целом, картина по республике, в том числе по части работы районных киносетей, складывается если не радужная, то уже и не столь безнадежная, как три года назад. Несколько портят показатели разве что те, кто занимается кинообслуживанием сельчан по старинке, без “огонька”, не обременяя себя заботой о том, чтобы оживить интерес людей к кино как к форме полезного и приятного во всех отношениях семейного досуга. Жесткая критика в адрес таких вот инертных, безынициативных директоров киноучреждений звучала и на нынешнем съезде, вплоть до призыва без сожаления расставаться с подобными работниками.
Конечно, понятно стремление киноруководства республики форсировать и эту проблему. Дескать, если в одном районе киносеть работает хорошо, то почему надо мириться с тем, что в соседнем она стабильно приносит одни убытки. Но, послушав, к примеру, директора Арской киносети (кстати, ее показатели лучшие по республике) В.Бабичевского, понимаешь, что далеко не все зависит от инициативы и квалификации сельских киноработников, да и “тепличные условия” (выражение замминистра), которые якобы для них созданы (средняя зарплата 3,5 тыс. рублей), не всегда способны окупить те поистине героические усилия, не говоря уже о потраченных нервах, для того, чтобы наш кинематограф не лишился “главной фигуры кинопоказа” – профессии сельского киномеханика.