1 декабря 2021

Виталий Агапов — сделавший себя сам

Опубликовано: 25.04.2002 0:00

В.АгаповВиталий Агапов — личность совершенно уникальная на татарской эстраде. Та ниша, которую он занял в ней играючи, вряд ли кому еще по плечу.


Во-первых, он — композитор, не знающий нотной грамоты, но выдавший «на гора» более ста исключительно популярных в народе песен. Во-вторых, он — солист, не кончавший необходимых для певца «университетов», но его голос собирает битком набитые залы и в республике, и за ее пределами. В-третьих, он — танцор, имеющий почти центнер веса и при этом без натуги, легко в течение всей концертной программы отплясывающий на сцене под свои зажигательные мелодии.


В-четвертых, он — острослов и конферансье от Бога, который может так завести шутками-прибаутками, что и умирающий с постели поднимется. В-пятых, он — удачливый бизнесмен, поддерживающий детские дома, сирот, малоимущих немалыми средствами. В-шестых, жесткий и дальновидный руководитель, под чьим патронажем растут молодые таланты.


В-седьмых…


Продолжать можно до бесконечности.


Виталий Агапов — человек, сам сделавший себя. Родом из заинского села Савалеево, выросший в простой крестьянской семье, всегда надеявшийся только на собственные силы, сегодня он — на пике своей славы.


А началось все там, в небогатом кряшенском селении… Вот как он обо всем этом рассказывает.


«Эх, Савалей, Савалей…»

Эта одна из моих самых первых и любимых песен. Посвятил ее родной деревне, с которой меня на всю жизнь связала судьба. А знаете, я ведь родился … под тополем. В кряшенских семьях нравы строгие, и когда моя мама ушла от отца, с которым, видимо, уже невмоготу было жить дальше, дед ее домой не пустил. Мол, должна терпеть, почитать и слушаться мужа. А она — на сносях, и вот 31 мая 1960 года прямо во дворе, под старым тополем, который растет до сих пор, я и появился на свет. Правда, потом в семье все наладилось, да и дед внука не мог отвергнуть. А сам этот факт теперь стал семейным преданием.


В деревне всегда было нелегко жить. Помню, что мне до слёз было жалко маму, которая с утра до ночи пропадала на колхозных работах. Одна прополка сахарной свеклы чего стоила. Уходила с раннего утра и — до самой темени. Придет еле живая, а тут еще детей полон дом, скотина какая-никакая, свое подворье. Но и мы бездельниками не росли. И дома работы хватало, и в колхозе. Для меня Савалеево — это не просто, как сейчас принято говорить, малая родина. Это целый мир, очень своеобразный, это частица моего народа, которая хранит и несет в будущее своеобразную культуру, традиции. Вот те же песни. Наверное, именно в них как нигде ярко отражается наша самобытность. Радует то, что в Савалеево сумели сохранить те напевы, которые звучали не одну сотню лет назад. Но меня всегда удивляло, что у тех же культработников руки не доходили до создания фольклорного коллектива, а ведь идея просто на поверхности лежала. И вот однажды, когда я уже ушел в бизнес, наладив собственное мебельное производство, все-таки решил взяться за фольклор. Три раза в неделю ездил из Набережных Челнов, куда к тому времени перебрался со своей семьей, на репетиции. Горел этим. Но сумел и других зажечь. Подтянул всех голосистых и бабушек, и молодух, даже мужики пришли. Репертуар собрали просто уникальный.


Много подняли из небытия старинных напевов, песен. На свои средства сшил костюмы, организовывал поездки. Сейчас это достаточно известный в республике кряшенский фольклорный коллектив.


А в 1993 году я довольно резко решил бросить и мебель, и фольклор и переключиться на свое творчество. Во мне было столько мелодий, столько стихов, что это требовало выхода. Нужно было определяться.


«Монлы Чаллы»

Именно так назвал я свой коллектив. На русский язык тяжело перевести это словосочетание. Слово «мон» несет в себе столько смысла, столько значений, которые определяют душевное состояние, что выбрать какое-то одно из них крайне трудно. Это и грусть, и проникновенность, и любовь, и нежность. Много всего. Так и для меня Набережные Челны. Это город, в котором я тоскую по родному Савалееву. Но в то же время это город, без которого моя жизнь теряет какой-то глубинный смысл. Город, поставивший меня на ноги, давший возможность опериться и помогать другим. Но при всей любви к нему я не оторвался от деревни. На все лето я увожу семью, а у меня трое сыновей от двух до шести лет, в наш деревенский дом. Кстати, у нас есть такой обычай: когда построишь новый дом и соберешься ломать старый, нужно в нем собрать всю родню и попрощаться со старыми стенами и домовым. Со старым домовым я распрощался прошлой осенью, а вот летом буду в новом доме встречать гостей и ублажать нового домового.


Каюсь, на свою семью остается так мало времени! Конечно, достаток в доме обеспечиваю, но понимаю, как мало внимания достается детям! Очень много сил, энергии, времени тратится на коллектив. Нас сейчас двенадцать человек. Это молодые певцы, танцоры, музыканты. Дисциплина у нас жесткая. Во-первых, никаких пьянок-гулянок. Это запрещено категорически. Недавно с болью, но расстались с талантливым музыкантом. Не мог он перебороть свою тягу к зелью. Может, кому покажется и смешным, и нереальным, мол, знаем вас, артистов… И такое слышать приходится, но вопросы нравственности у нас на первом месте. Мы всегда под прицелом многих глаз, а в коллективе есть молодые незамужние девушки, и их репутация для меня не пустой звук. Девчонкам ведь замуж выходить, детей растить, и нельзя им жизнь начинать с запачканного листа…


График выступлений у нас очень напряженный. Иначе и нельзя. Народ может быстро тебя поднять на гребень славы, но ведь так же быстро и забудет, если перестанешь удивлять и радовать его новыми песнями. В год мы даем по 120 и больше концертов. Причем всегда, при любых обстоятельствах, это — живой звук. Я категорический противник фонограмм, считаю пение «под фанеру» откровенным обманом людей. Они платят деньги не за то, чтобы видеть твой открытый рот, а чтобы слышать голос, пообщаться с тобой. Вот даже великая Альфия Авзалова, перенесшая тяжелую болезнь, и та не позволяет себе такое. А сколько сейчас штампуют в Казани безголосых девочек-певичек, якобы поющих, а на деле лишь открывающих рот? К сожалению, и телевидение их тиражирует.


«Ноты не знаю… Ну и что с того?»

Меня пытаются попрекать тем, что не обучен нотной грамоте. Мол, композитор ты в этом случае вроде и ненастоящий. А вот тут я поспорю… Все мы умеем читать и писать. А сколько среди нас писателей? Музыкальные школы и училища выпускают немало специалистов, а сколько из них вышло композиторов? Музыка — это то, что рождается в душе, то, что пестуется ею и лишь потом выплескивается наружу. Ноты — это условное обозначение. Такие же, на мой взгляд, условность и символ, как мечети и церкви. Ведь если нет веры в душе, то хоть заставься ее символами — тщетно все.


Да, не знаю я нотную грамоту. Учиться поздно. Я ведь в музыку пришел в довольно солидном возрасте. Но без нот тоже не обойтись. У меня есть в коллективе грамотный специалист-музыкант, который и кладет на бумагу сочиненные мною мелодии.


«Меня очень не любят чиновники»

Но и я отвечаю им взаимностью. Даже в самые тяжелые свои времена я оставался человеком независимым, имеющим собственное мнение и не стесняющимся озвучивать его. И часто это мое мнение не нравилось чиновникам. Но это их проблемы. Мое преимущество в том, что выйдя из простого народа, я от него не оторвался. Живу проблемами своей деревни, разделяю с ней и радости, и печали. Многое меня огорчает. Вот такой, очень примечательный момент из жизни Савалеева.


Деревня, которой исполнилось триста пятьдесят лет, просто тонет в грязи весной и осенью. Ни пройти, ни проехать. Сколько сменилось председателей, сколько иных начальников поменялось, а дороги хуже, чем триста лет назад.


Когда-то очень давно посыпали щебенкой улицы, но теперь и камня не найти на них. А ведь от деревенского люда избирался в депутаты человек, проголосовать за которого тех же савалеевцев уговаривал не один чиновник. И этот человек не кто-нибудь, а начальник НГДУ «Заинскнефть» Геннадий Шариков. В объединенном Совете заседает. И что? Ему и дела нет до забот жителей этой деревни.


Пришлось мне побывать у него на приеме. Ушел просто потрясенный. Такое впечатление, что кроме нефти его больше ничего не интересует. И дело даже не в том, что меня он, как сказал, «знать не знает». Это уж его проблема, что не интересуется культурой народа.


А ведь савалеевскую землю ежегодно топчут и травят нефтяники НГДУ «Заинскнефть». И испорченную соленую воду из своих святых источников мы пьем тоже по вине тех же нефтяников. Так отдайте должное безропотным и безответным крестьянам, имейте совесть!


Многое готов я сделать для земляков, но, к огромному сожалению, лично у меня нет таких денег, чтобы дороги строить. Да, помогаю и сиротам, и неимущим. Совесть не позволяет отмахнуться от нуждающихся. Но что значу я, и что — нефтяная организация!


Почему в депутаты Набережночелнинского горсовета пошел? Нет, совсем не в пику иным. Просто кто-то должен и интересы культработников лоббировать. А кто, если не человек, на себе испытывающий все тяготы этого труда? Конечно, сейчас я сам себе хозяин, ни копейки не получаю из бюджета. И свой коллектив полностью сам содержу. А кроме того, сколько выступаем в благотворительных целях! Сколько бесплатных выступлений даем на городских мероприятиях! Не буду скрывать, нелегко совмещать политику и концертную деятельность. Выматываюсь. Вон в январе свалился, прогрипповал, осложнения на ноги заработал. Но вынужденное безделье внезапно компенсировалось творческим взрывом. В марте написал сразу двадцать три песни! Сам себе поразился.


«Еще год, и нам будет десять лет»

Эту первую свою «круглую» дату мы решили отметить новой концертной программой, которую первым делом покажем в Савалееве, Заинске и Набережных Челнах. Будет это совершенно новое, феерическое зрелище. Конечно, выберу самые лучшие свои песни, соберу самых интересных исполнителей.


А еще к этому событию задумал провести в родной деревне конкурс юных исполнителей. Пока будут только мои маленькие земляки. Детей поющих, талантливых много. И очень хочется поддержать их, вывести на сцену, помочь определиться в своем будущем. Почему, если деревенский, так только — в колхоз? Сколько удивительных талантов таким образом сгинули просто на глазах! Ладно, я в силу своего характера смог вырваться, смог опериться. А кому-то нужны поддержка, плечо старшего товарища. Проведу такой конкурс в деревне, потом можно попробовать в рамках Заинского района, затем и на республику вывести. Ведь кряшены очень певучи и талантливы, имеют богатейшую песенную культуру. У нас много красивых песен, старинных и современных. Пусть их узнают и другие! Пусть эти песни споют и русские, и татары, и чуваши. От этого только богаче станет душа каждого из нас, так ведь?


«Диета от Агапова»

От природы я мужчина крупный, в теле, что называется. Еще года два назад весил 118 кг. Но, честное слово, никаких комплексов по поводу своих размеров не испытывал. Никогда не зажимался, на сцене держался свободно. Плясал, дробь отбивал. И никто никогда надо мною не подшучивал. Меня принимали таким, какой я есть. Просто в какой-то момент я сам почувствовал необходимость скинуть вес. Кто меня давно не видел, поражаются изменениям, все просят диету записать, поделиться секретами питания. Понимаю, что вопрос актуальный во все времена и потому, пользуясь моментом, сообщаю: никакими таблетками и рекламируемыми средствами не пользовался принципиально. А вот питание пришлось пересмотреть. Перестал есть жирную пищу, ограничил копчености и колбасы. Налегаю на овощи, фрукты. Мясо стараюсь есть постное, отварное. Но главное — суметь побороть свои привычки, мешающие вести здоровый образ жизни.


Чего всем читателям «РТ» и своим слушателям желаю!


Пожелание читателям


С артистом встречалась

image_printРаспечатать

Автор статьи: ГАДЕЛЬШИНА Гамира
Выпуск: № 83-84 (24639)


Добавить комментарий

29.11.2021

По «Пушкинской карте» пустят в кино

Татарстан вошёл в пятёрку российских регионов, где наиболее активно используется «Пушкинская карта» при покупке билетов на культурные мероприятия.

4910
29.11.2021

Маленькая дверь в большую литературу

В Казани наградили победителей восьмого сезона независимой литературной премии «Глаголица»

Этому предшествовала пятидневная литературная смена с мастер-классами и увлекательными экскурсиями, в которой приняли участие 120 финалистов конкурса, в том числе из ближнего зарубежья – Молдовы, Казахстана, Киргизии и Украины.

4490
26.11.2021

С миру по гранту…

Президентский фонд культурных инициатив поддержал более семидесяти татарстанских проектов

Понятие «грант» появилось в нашем обиходе недавно, но уже сейчас это один из самых эффективных механизмов государственной поддержки проектов, которые не являются прибыльными, но нередко привносят в нашу жизнь то, чего не купить ни за какие деньги.

8710
26.11.2021

Качаловцы представят спектакль в Верхнем Услоне

Этот спектакль – исповедь, рассказ о времени, о жизни, о судьбе сквозь призму стихов, писем, дневниковых записей одного из величайших поэтов 20 века

8010
25.11.2021

Погружение в контекст

В предстоящий уик-энд в Казани пройдёт установочный семинар для финалистов Открытого международного конкурса на разработку архитектурной концепции Татарского академического театра имени Г.Камала.

8320

Мнение

Ильсур МЕТШИН, мэр Казани:


Неделя выдалась нелёгкой из­-за введения QR-­кодов в общественном транспорте. Тяжело тем, кто не может без соответствующих документов войти в автобус или метро. Не менее тяжело работать в новых условиях водителям и кондукторам. Но пока не сформируется коллективный иммунитет, такие меры неизбежны. А дискуссиями вирус не победить.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Дни рождения

    1 декабря

    Марта Валерьевна Мартьянова, фехтовальщица на рапирах, воспитанница РСШОР по фехтованию (Казань), чемпионка Олимпийских игр 2020 года в командных соревнованиях, заслуженный мастер спорта России.

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров