Ожившая история

Долгое время история татарского народа, история Казани существовала лишь в сухих и кратких документах, в учебниках.

Долгое время история татарского народа, история Казани существовала лишь в сухих и кратких документах, в учебниках. То есть история была, но она не была окрашена эмоционально. А в 90-х годах наше общество всколыхнулось. Не просто возник острый интерес к прошлому, к истокам татарской культуры, но и появилось стремление представить, как это было.


Не случайно режиссер Б.Мансуров взялся снимать фильм “Теплые ветры древних Булгар”, писатель М.Хабибуллин обратился к страницам истории, композитор Б.Мулюков написал оперу “Сююмбике”. Не случайно у нас появились такие художники, как К.Нафиков, Ш.Шайдуллин, Р.Загидуллин, Ф.Халиков, которые восполнили то необходимое звено в истории изобразительного искусства Татарстана, которое отсутствовало.


Ф.ХаликовФиринат Халиков – один из тех художников в нашем изобразительном искусстве, который создает историю Казани и татарского народа в живописи, скрупулезно, систематически изучая и реконструируя ее.


С появлением полотен Ф.Халикова, где древняя Казань и ее жители изображены на широком и подробном историческом и природном фоне, пришло ощущение соприкосновения с живой историей, с многовековым развитием Казани во времени и пространстве.


Сейчас все изменилось: и Казань стала другой, и Казанка течет не там, и весь пейзаж изменился… А Халикову интересны именно та Казань и тот пейзаж, которые существовали много веков назад. Во многих его работах как бы соединяются, сливаются воедино мысль художника-живописца и поиски и находки исследователя.


Вот композиция “Казань в XII веке” – на высоком холме, окаймленном водами Волги и Казанки, на фоне синеющих бескрайних далей раскинулся город, еще небольшой, деревянный. А вот Казань XIII-XIV веков. Здесь тот же пейзаж, даже с той же точки зрения, но как изменился город за эти столетия! Он расширился, окреп, в нем уже появились каменные сооружения, а у берега не только лодки, а стоят баркасы с парусами, по дороге идет караван верблюдов – значит, и торговля с другими странами оживилась…


И, наконец, в следующей композиции мы видим Казань XVI века, в период ее расцвета: город неузнаваемо преобразился. Появилось большое количество каменных сооружений. Под крепостными стенами вырос посад – тоже целый город…


Таким образом, история Казани оживает в памяти художника, а затем и в нашей. Год за годом, век за веком. И каждой картине предшествуют десятки эскизов, подготовительных рисунков в карандаше, акварели, гуаши. Картины Ф.Халикова и вправду сродни научным изысканиям: их можно “читать”, не спеша рассматривая каждую фигуру, каждую деталь, а можно одним взглядом окинуть всю композицию и почувствовать дух, аромат ушедших столетий.


Вместе с тем картины Ф.Халикова – не иллюстрации к тем или иным конкретным историческим событиям, а серьезные художественные произведения. Их художественность – в ощущении полной достоверности давно исчезнувшего мира, в умении передать духовную энергию, ауру далекого прошлого. Как при чтении сочинений Л.Гумилева и Г.Федорова-Давыдова мы словно бы чувствуем аромат тюркских степей, так и при созерцании картин Ф.Халикова мы окунаемся в мир наших прадедов с их повседневным бытом, взаимоотношениями, праздниками и военными противостояниями.


Сюжеты его картин всегда разворачиваются на фоне живой природы. Краски в них ясные, чистые, будь то зимний или летний пейзаж. На его полотнах сияют небеса, текут реки, синеют дали, открывая взору необъятные просторы родной земли, раскрывая спокойную красоту средневолжской природы.


Полотна художника монументальны, многозвучны. В одних – движение, напряжение, динамика, кипение страстей (“Отплытие казанской флотилии”, “Приезд послов из Москвы”, “Ханский суд”, “Прощание с Сююмбике”), в других – спокойное течение жизни и умиротворенная природа (“Казань светозарная”, “Радуга над древней Казанью”).


© Фирината Халикова.


Композиции у Ф.Халикова, как правило, сложные, многофигурные. Обращаясь к исторической теме, художник постоянно ищет свой подход, свой стиль, стремясь охватить своими композициями все стороны жизни древней Казани, показать ее жителей в разных ситуациях. К известным сюжетам Ф.Халиков тоже подходит по-своему, нетрадиционно. Допустим, сюжет пленения и отъезда Сююмбике из Казани, на который созданы десятки произведений, начиная от древних легенд и баитов до современных поэм и песен. У Ф.Халикова этот сюжет приобретает монументальное звучание. Композиция построена таким образом, что невольно напрашивается параллель с грандиозным полотном В.Сурикова “Боярыня Морозова”. И там, и здесь изображен момент прощания, отъезда из родного города замечательных женщин с сильными характерами. Но если в глазах у суриковской героини вызов и непокоренность судьбе, то Сююмбике у Халикова горда и печальна одновременно. А вокруг – опять же на обеих картинах! – толпа людей, на чьих лицах десятки разных чувств, переживаний…


Халиков работает долго и тщательно. В панораму пейзажа и города он включает десятки людей, архитектуру древней Казани с ее мечетями, дворцами… Но не только. В историческую среду он вдруг вкрапливает ныне существующие детали – то стены Кремля, то силуэт башни Сююмбике, – и благодаря этой “узнаваемости” весь созданный художником пейзаж словно оживает, словно мы тоже находимся там, среди жителей древней Казани. А присутствие среди них самого художника и вовсе не вызывает сомнений…


Только тот народ, который знает и чтит свою историю, имеет будущее. И в свете этой истины творчество художника Ф.Халикова, эмоционально освещающего это прошлое, дает нам истинно художественные и исторически правильные ответы на многие наболевшие вопросы.


Дина ВАЛЕЕВА.


На снимках: Фиринат Халиков; его работа “Вид на зимнюю Казань в XVI веке”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще