С 5 апреля в Казани начинаются гастроли Башкирского академического театра драмы имени М.Гафури. И хотя прошло всего два года со времени последнего приезда этого прославленного творческого коллектива в столицу нашей республики, они ознаменовались достаточно важными событиями в жизни театра, которые затронули и его творчество, и всю систему театральной организации. Об этом нашему корреспонденту рассказал директор театра, народный артист Башкортостана Хурмат Утяшев.
– С недавних пор в нашей труппе, как и в других театральных коллективах Башкортостана, введен институт генеральных директоров, – сказал он. – Поэтому не будет преувеличением, если я скажу, что перемены затронули все стороны театрального дела. Они взаимосвязаны друг с другом, составляют единый процесс. В свою очередь круг тем и проблем, какими живет сегодня башкирская сцена, тоже всецело сосредоточен на тех изменениях, которые произошли и происходят в духовной культуре, образе мыслей современных людей.
Лучшими произведениями академической труппы последнего времени общественность республики назвала два трагедийных спектакля – философскую притчу Нурлана Абдыкадырова “Последнее пристанище Чингисхана” в собственной постановке драматурга и трагедию Ильшата Юмагулова “Нэркес”, поставленную режиссером И.Гилязевым в жанре рок-оперы с музыкой композитора У.Идельбаева и сценографией Т.Еникеева. Казанцы увидят оба эти спектакля: первый – на предстоящем летом в Казани международном фестивале “Навруз”, а второй – во время наших апрельских гастролей. Легендарные сюжеты, восходящие к древним преданиям и сложным явлениям общетюркской истории, инсценированы способом симфонизации драматического действия. Так, в “Нэркес”, согласно природе рок-оперы, сценическое событие с одинаковой интенсивностью претворяется и в драме, и в музыке, и в танце, и в сценографии, складываясь в многомерный образ человеческого бытия. К тому же в этом спектакле, как и в некоторых других названиях нашей гастрольной афиши, сквозят священные, собственно коранические мотивы. На правах морального воззвания. А обращен этот призыв к миру и согласию между враждующими, к терпимости между инакомыслящими, к чувству любви – в каждом сердце.
О том же – о любви, но о любви, униженной ложью и корыстью, рассказывает поэтическая повесть башкирской писательницы Зайнаб Биишевой “Любовь и ненависть”, превращенная в сценическое произведение драматургом Р.Сафиным и режиссером Г.Мубаряковой. Да, наша замечательная актриса Гюлли Мубарякова уверенно реализует здесь еще одну сторону своего яркого, многогранного дарования. А кроме того, в этой постановке она выступает в качестве педагога: под ее художественным руководством спектакль “Любовь и ненависть” создавала наша молодежь, и играют в нем, в основном, молодые актеры.
Во всех упомянутых спектаклях публика погружается в легендарные сюжеты, обращенные в далекое прошлое. Но вот спектакль, который наводит на мысль, что легенды складывались не только в старину, но и рождаются сейчас, повседневно. Это опять же трагедийный спектакль-притча Флорида Булякова “Сорок свечей надежд твоих” в постановке режиссера Г.Ильясовой и сценографа А.Гиляжева. Это горестное повествование о превратностях судьбы трех женщин, обездоленных и морально обезоруженных войнами ХХ века. Спектакль лишает ореола справедливости и героизма любые войны, отказывает в доверии любым целям, ради которых они велись и ведутся.
В искусстве Башкирского академического театра жанр трагедии традиционно занимает большое место. Тем не менее не забыт нами и любимый всеми жанр комедии. И в Казань мы везем целых четыре развеселых представления.
Этот перечень открывает водевиль “Ах, невеста, невестушка!” драматурга Хакимьяна Зарипова и композитора Шамиля Кульбарисова. В нашем репертуаре он уже одиннадцатый сезон и был представлен публике более 300 раз! А поставил этот спектакль покойный Шамиль Рахматуллин, подлинно великий мастер театральной комедии, чей чистый, светлый талант стал явлением башкирской национальной сцены.
Незлобивый смех над маленькими человеческими слабостями вызывают комедия башкирского драматурга Ралифа Кинзябаева “Одолжи мне жеребца!” в постановке М.Рабиновича и комедия французского автора Раффи Шарта “Мою жену зовут Морис” в постановке режиссера Татарского академического театра имени Г.Камала Ф.Бикчентаева. Оба спектакля идут в прекрасном оформлении Тана Еникеева, искусство которого столь же содержательно, как и режиссерская концепция сценического произведения.
Говорят, что о незнакомом человеке трудно составить правильное мнение, пока он не засмеется. Так и в нашем случае. Наш комедийный репертуар, уверен, откроет театралам Казани много нового в творчестве Башкирского академического театра драмы. Этим я вовсе не хочу сказать, что ваш зритель нас не знает. Совсем наоборот: казанская публика знает башкирский театр так глубоко и досконально, как никакая другая. И в этот приезд мы также надеемся на ее внимание, которое поддержит нас в наших начинаниях.
“Давайте познакомимся!” – так называется одна из наших комедий. Это название, как и подобает комедийному жанру, несет изрядную долю иронии: там заново узнают друг друга бывшие друзья, любовники и даже супружеские пары… Но сейчас мне бы хотелось, чтобы это приглашение прозвучало буквально. Приходите на наши спектакли!
На снимке: сцена из спектакля “Нэркес”.
О.МИТИНА.
Фото С.Барабаша.