“…И основать в Казани институт благородных девиц”

Женщины России.

Женщины России… Когда слышишь это словосочетание, сколько чувств, эмоций, воспоминаний возникает в сознании! На протяжении истории нашей страны женщина вносила и вносит неоценимый вклад в воспитание подрастающего поколения. Так уж сложилось, что тяжелый труд “сеять разумное, доброе, вечное” выпал большей частью на женскую долю. Между тем сами женщины долгое время получали лишь домашнее воспитание и образование.


Впервые идея женского образования стала распространяться в российском обществе в начале XIX века. Вдохновительницей ее стала императрица Мария Федоровна. Под ее руководством в Петербурге открылись Александровское училище для девочек и институт ордена Святой Екатерины.


В 1805 году императрица купила в Казани пустырь площадью более 15 десятин, располагавшийся практически за чертой города вблизи Арского поля. Она намеревалась основать здесь институт благородных девиц – первый в провинции. Но вскоре начались войны с Наполеоном, и средств для открытия института не нашлось.


Но идея воплотилась в жизнь благодаря благотворительности казанской дворянки Анны Николаевны Родионовой. По завещанию ее большой двухэтажный дом в Казани отошел под институт благородных девиц. И в сентябре 1841 года первые воспитанницы сели за парты. Согласно уставу Родионовского института, хранящемуся ныне в Национальном архиве РТ, в институт принимались девочки из семей потомственных и личных дворян, духовенства, купцов 1- и 2-й гильдии не моложе 8 и не старше 13 лет. Дети купцов 3-й гильдии и мещан в институт не допускались как не имеющие “хорошего воспитания”.


При поступлении девочки сдавали вступительные экзамены. Так, для зачисления в первый класс нужно было, чтобы девочка умела читать и писать по-русски и знала первые четыре правила арифметики. Воспитанницы обучались в трех классах, по два года в каждом. Обучение включало широкий спектр предметов, призванных дать выпускницам универсальное и всестороннее образование. Это были Закон Божий, русский язык и литература, французский и немецкий языки, арифметика, география, история, рисование, музыка, рукоделие. Особое внимание уделялось преподаванию отечественной истории, целью которого было воспитание патриотических чувств на ярких примерах служения своему Отечеству.


Родионовский институт был закрытым учебным заведением. Условия проживания здесь девочек можно назвать спартанскими. Уроки начинались в девять часов утра и заканчивались в шесть вечера, кроме воскресенья. Воспитанницы только в исключительных случаях могли выходить на улицу, посещать знакомых и родных.


Перед поступлением в институт отец или опекун девочки давал подписку о том, что в период каникул или праздников обязуется соблюдать все предписанные правила: “Не выводить девицу далее родственного круга, в особенности же не брать на публичные танцевальные вечера”.


Основанный на добровольно пожертвованные средства, институт и в дальнейшем не был обделен вниманием состоятельных казанцев. Так, потомственный дворянин Платон Александрович Демерт завещал ему 18 тысяч рублей в неприкосновенный капитал. Деньги лежали в Государственном банке с вечным четырехпроцентным доходом. Проценты с этого капитала были назначены на учреждение стипендий в нескольких учебных заведениях Казани, в том числе и в Родионовском институте. Другой благотворитель – инспектор классов института, действительный статский советник М.Ковальский пожертвовал 1600 рублей. Проценты с него ежегодно получала одна из выпускниц – каждый раз номинантки менялись.


Обучение и воспитание в Родионовском институте было поставлено на высокий уровень. Об этом свидетельствует регулярное участие его в российских и зарубежных выставках. Так, на Всемирной Колумбовой выставке, проходившей в Чикаго в 1893 году, были представлены кружева, вышивка, рисунки, другие поделки воспитанниц института. Они были удостоены бронзовой медали и диплома. Казанский Родионовский институт принимал также участие во всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде и в знаменитой выставке столетия в Париже в 1900 году.


После революции институт был передан в ведение Министерства просвещения и в ноябре 1918 года реорганизован в советскую школу 2-й ступени. А в годы Великой Отечественной войны здание было отдано под учрежденное в Казани суворовское училище для мальчиков, оставшихся без родителей.


Ольга ФЕДОТОВА.
Ведущий специалист
Национального архива РТ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще