“Отточен глаз, рука ее тверда…”

Однажды Раиля Фатхуллина – преподаватель рисунка, живописи и композиции Арской школы искусств – увлеклась татарскими узорами.

Однажды Раиля Фатхуллина – преподаватель рисунка, живописи и композиции Арской школы искусств – увлеклась татарскими узорами. “Болезнь” оказалась неизлечимой. Заболеть ею в Арске немудрено – последние сто лет именно здесь находится центр по пошиву национальной обуви.


Скоро вся школа была завалена стендами и витринами с яркими аппликациями из кожи. Раиля Диннуловна не только сама овладела новым для себя видом ремесла – выделкой татарского орнамента, но и обучала ему своих учеников. Вместе искали гармонию цвета, подбирали выразительные узоры… Фатхуллина встречалась со старыми мастерицами, что-то у них подсматривала, засиживалась в библиотеках и музеях. В итоге был накоплен немалый материал. Добытые знания по национальному орнаменту и пошиву национальной обуви вполне позволяют ей выступать в роли эксперта. Но она не собирается менять профессию учителя, пусть малооплачиваемую и непрестижную, но приносящую огромное моральное удовлетворение.


Фатхуллина по-детски радуется, что в вузах Казани открываются отделения народных промыслов. Ее ученики будут туда поступать и возвращаться в Арск настоящими мастерами.


Однако учитель не замыкается на одних народных традициях. Снимая перед ними шляпу, Раиля Диннуловна рассказывает на уроках о французских импрессионистах, чью выставку она недавно посетила в Москве. И все художественное отделение вслед за преподавателем жадно читает литературу о французских художниках, удивляя местных библиотекарей неожиданными заказами: где бы достать переписку Ван Гога с Тео или что бы еще почитать о Тулуз Лотреке и Дега?


Трудно ее подопечных представить с сигаретой в зубах, разливающих по стаканам алкогольный дурман. Часто на уроках они слушают классическую музыку или читают стихи. Это нужно, как считает учитель, для воспитания души, для обострения и утончения художественного восприятия.


Как ливень лет светло и звонко льется,
Торопит всходы вешняя вода,
Отточен глаз, рука ее тверда…


– Вот так, ребята, и у нас, – говорит учитель, – как и у поэтов, должен быть отточен глаз и твердой быть рука. Нам нужно научиться видеть необычное в обычном. Это и есть художественное восприятие. Оно не приходит само собой, для этого необходимо долго и упорно тренироваться… Сегодня мы попробуем написать этот натюрморт маслом. Это первая проба после акварели. Желаю удачи!


Ее уроки – маленькие театрализованные представления. Талантливый человек талантлив во всем: в пошиве узорчатых сапог и ведении учебных занятий.


Зухра, ее ученица, мечтает о профессии художника, но не уверена в своих силах. Хотя читала в книге “Жажда жизни” о том, каким трудным было становление Ван Гога, его жизнь – череда сплошных испытаний. Накладывая точные мазки на полотно в манере великого художника, Зухра пытается отделить теплые тона от холодных. Она видит, как трепещут красные китайские фонарики в кувшине, но не получается передать этот трепет на полотне, чтобы фонарики ожили, как вангоговские желтые подсолнухи…


– И никогда не получится! – нервничает Зухра.


Учитель успокаивает:


– Не переживай так. У тебя еще два урока на завершение натюрморта. Тебе нужно довести отношение розовой ткани и дерева. Пока есть только тени и полутона, цвет еще не найден. А больших ошибок я не вижу, просто вещь не дописана.


– Значит, у меня получается? – оживает Зухра и бежит вниз по лестнице, догоняя подругу и повторяя радостно: “У меня получается, у меня получается!”


А вот другая ее ученица Эльза Султанова (она заканчивает нынче Казанское художественное училище) вылеплена из другого теста – она никогда не опускает руки. Так же уверенно овладевают мастерством студенты Лайсан Мухамадиева и Ильшат Оскаров. А Оксана Прокофьева уже закончила училище и вернулась в Арск, но в родной школе искусств работать не захотела.


– Ты разочаровалась в нашей профессии? – спрашивает ее Раиля Диннуловна.


– Да нет. Просто училась, училась, а сейчас нужно на жизнь как-то зарабатывать. Страшно.


– Вот поэтому я и зову тебя в школу, она для тебя не чужая.


– Я не смогу, как вы, сутки напролет в ней пропадать. Хочется творчеством заняться.


– А разве работа педагога – не творчество?


Оксана замялась:


– Да я не о том. Свое у меня. Не могу я в школу.


Так и не уговорила. А жаль, преподавателей в школе не хватает.


Минувшим летом в Казани в Выставочном зале Союза художников РТ прошла выставка – работы из Арска были удостоены первых наград. Более того, их сразу же раскупили. На вырученные деньги питомцы школы закупили краски и рамки для картин.


Вот тот счастливый случай, когда можно заниматься высоким искусством и зарабатывать на хлеб. А говорят, в школе нельзя заниматься творчеством…


Л.СУХАНОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще