Исследования и публикации по краеведению всегда вызывают живой интерес у читателя, так как носят поисковый характер и насыщены информативно. Интерес к такого рода литературе объясняется еще и тем, что из этих книг узнаешь много любопытного и нового о тех событиях, которые когда-то происходили совсем рядом, о людях, принимавших самое активное участие в общественно-политической и культурной жизни региона, страны. Только с сожалением можно констатировать, что интересные книги по истории родного края появляются весьма редко и почти сразу становятся библиографической редкостью.
Недавно опубликованная книга избранных трудов доктора филологических наук, профессора, ректора Елабужского государственного педагогического института Н.М.Валеева “Гармония культур” (Казань, “ФЭН”, 2001, 328 с.) сразу же привлекла внимание читателей. Это размышления зрелого ученого, блестяще знающего объект своего исследования, неравнодушного к истории родного края, особенно к его родному городу – Елабуге.
В центре внимания Н.М.Валеева три крупнейшие фигуры, на примере жизни и деятельности которых показаны различные грани духовной жизни России и нашего региона на рубеже XIX-XX веков. Книга открывается разделом, посвященным литературным поискам, художественным открытиям классика татарской литературы Фатыха Амирхана. Автор, не ставя перед собой задачи проанализировать все творчество Ф.Амирхана, сосредоточился на раскрытии очень сложной и интересной проблемы. Эту проблему в широком смысле можно было бы обозначить как выявление характера взаимодействия двух цивилизаций в поволжском регионе – ученый анализирует процесс восприятия татарским обществом прогрессивных идей России и Запада. А для литературоведов здесь огромное поле деятельности, поскольку именно литература стала наиболее эффективной сферой взаимодействия различных культур. Именно через русскую литературу в татарское общество, в его культуру проникают прогрессивные идеи эпохи. Татарская интеллигенция конца XIX – начала ХХ вв. прекрасно знала классическую русскую литературу и из нее черпала многие общечеловеческие духовные ценности. Ф.Амирхан, как показал Валеев, был одним из тех татарских интеллектуалов, который глубже, чем многие, понимал влияние эпохи и способствовал формированию нового мышления.
Во втором разделе книги Валеев знакомит читателя с судьбою и творчеством известного в XIX веке писателя и журналиста елабужанина Дмитрия Ивановича Стахеева. Ученый, по сути дела, заново открыл напрочь забытого художника, автора 12-томного собрания сочинений. Исследования Валеева о творчестве Стахеева стали первыми в отечественном литературоведении, благодаря чему в 1992 году в Казани увидели свет избранные сочинения этого писателя. Автор сумел показать истинное место Д.И.Стахеева в историко-литературном процессе второй половины XIX века, обозначить и многие другие грани его таланта как публициста и искусствоведа, журналиста.
Валеев выявил большое количество дореволюционных источников, документов, характеризующих различные стороны деятельности Стахеева.
В научный оборот введено множество неопубликованных архивных материалов, а также переписка Стахеева с А.Н.Майковым, Н.Н.Страховым, И.И.Шишкиным и другими выдающимися современниками, отзывы литературных критиков о его произведениях и т.д. Читателю представляется возможность по-новому взглянуть на многостороннюю деятельность писателя. По сути дела, автор сделал огромный вклад в исправление той исторической несправедливости, о которой еще в 1907 году писал критик В.Русаков: “Стахеев далеко не оценен по достоинству, и непременно должно прийти время этой оценки” и которую подтверждал известный критик Н.Страхов, говоривший, что “время Стахеева еще придет, что его не умеют достаточно ценить и что вырастает поколение читателей, которое отдаст дань уважения его самостоятельному крупному таланту”. Благодаря ученому из Елабуги это время для маститого писателя пришло.
Третья часть исследования посвящена Капитону Ивановичу Невоструеву, незаслуженно забытому ученому-историку, археологу, археографу и краеведу, члену-корреспонденту Императорской Академии наук, члену Сербского ученого общества в Белграде и югославянской академии в Загребе, профессору Московской духовной семинарии, филологу и, разумеется, елабужанину. В этой главе Валеев-литературовед раскрылся с новой стороны – как историк-краевед. На широком историческом фоне он сумел показать роль и место Невоструева в российской науке, его вклад в сокровищницу духовной культуры России и славянских стран. Невоструев составил 7-томное “Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки”. Это был настоящий научный подвиг, оцененный первой Ломоносовской премией Академии наук. Кроме того, Невоструев написал десятки книг по древней истории Казанской, Вятской и Симбирской губерний, по древнерусской литературе и истории русской церкви. Интересно отметить, что в работах 1871 года – “Елабужские древности”, “Ананьинский могильник Вятской губернии близ города Елабуги” и “О городищах древнего Волжско-Болгарского и Казанского царств в нынешних губерниях Казанской, Симбирской, Самарской и Вятской” – Невоструев прямо говорит, что Булгарское каменное городище было основано в Х веке, т.е. он утверждает, что Елабуге, как и Казани, 1000 лет. И это открытие ученый-елабужанин сделал во второй половине XIX века, опираясь на древние рукописи и документы. Велика сила науки! Перед читателем встает живой и очень оригинальный образ ученого-сподвижника, “мирского монаха”, трудолюбивого бессребреника, прожившего жизнь в скудости и бедности, но даже не догадывавшегося об этом, компетентнейшего специалиста в разных направлениях науки, как бы нарочно выбиравшего для себя наиболее сложные ее участки, требовавшие тяжелого и кропотливого труда. Валеев убедительно показал, что российская наука должна гордиться такими беззаветно преданными своему делу учеными, развивать и пропагандировать их открытия и достижения и, самое главное, помнить о них, не позволяя забвению стереть со скрижалей истории имена великих сыновей Отчизны.
С книгой не хочется расставаться. Еще и еще раз перелистываешь ее, радуешься научным находкам исследователя, восхищаешься его энтузиазмом, по-доброму завидуешь его бесконечной любви к своей родине, своему городу.
А.АХМАДУЛЛИН.
Доктор филологических наук, член-корреспондент АН РТ.
Р.МУХАМЕТШИН.
Доктор политических наук.