Нынешний перекресток улиц Айвазовского и Лесгафта в Казани до революции был заштатной окраиной, расположенной между Академической и Суконной слободами. Местность тут была сплошь вздыблена высокими холмами, или, как в народе говорили, горами (отсюда названия необычно широких улиц: Первая, Вторая, Третья и т.д. горы), а потому неудобна для большого строительства. Жилища горожане возводили в основном частные, компактные, деревянные.
Многое меняется стараниями подвижника протоиерея Петра Миловидова: в середине восьмидесятых годов XIX века он задумал построить в начале улицы Вторая Гора церковь в честь славянских просветителей Кирилла и Мефодия. В начатом строительстве ему активно помогает земство, полномочия которого в это время значительно расширяются. В 1889 году храм оригинальной архитектуры из темно-красного кирпича был готов.
Кирилло-Мефодьевская церковь поражала современников не только внешним видом и убранством, но и размерами: она была высокая (длина колокольни 54,5 метра – одна из наиболее высоких точек города), просторная, вместительная. Кроме того, в ней было два второстепенных придела: справа – во имя Николая Чудотворца, слева – во имя Святого Равноапостольного князя Владимира.
Очень быстро эта часть города становится все более популярной. Рядом с храмом казанские купцы начинают возводить свои кирпичные “хоромы”, а меценат Шамов даже выстроил больницу, богадельню и дом призрения для сирот и бродяг.
В начале двадцатых годов ХХ века церковь была разграблена, а в разгар войны с религией – разобрана (колокольня – взорвана). Часть ее фундамента позднее послужила основанием правого крыла современной “сталинки”. По замыслу архитекторов это должно было быть монументальное здание из симметричных секций, соединенных между собой центральной аркой. Любопытно, что строили дом специально для работников органов внутренних дел.
Нынешнее здание по адресу: Лесгафта,3/Айвазовского,19 – один из старейших жилых памятников советской эпохи, пока что по-прежнему затерянный в массиве старых одно- и двухэтажных деревянных “трущоб”.
Фото из коллекции Абдуллы Дубина.