Воспитание музыкой

Альберта Энштейна как-то спросили: что послужило толчком к созданию теории относительности?

Альберта Энштейна как-то спросили: что послужило толчком к созданию теории относительности? И, как гласит молва, он ответил: музыка Чайковского помогла мне понять то, что потом осталось только доказать логически.


Известно, что музыкой можно воспитывать, развивать творческие способности и даже лечить. Или, наоборот, побуждать к разрушению и самоистреблению.


К сожалению, очень большая часть молодежи получает сегодня “музыкальное образование” на дискотеках да из пошлых телерадиопрограмм. С тех пор как профессия педагога перестала быть престижной, в обществе наметились тревожные тенденции. Примитивное, иждивенческое мышление становится наиболее характерным для поколения, от которого в скором времени будет зависеть жизнь тех, кому сейчас за тридцать.


И все-таки надежда не погасла. Открываются новые музыкальные и художественные школы, где преподаватели знают и используют силу искусства в развитии личности, их ученикам доступны величайшие сокровища мировой и национальной культуры, с помощью которых только и можно противостоять “психоделическому” одичанию. Отрадно и то, что за последние два года конкурс абитуриентов на музыкальном факультете Казанского государственного педагогического университета заметно увеличился. Во время вступительных экзаменов я спрашивала недавних выпускников музыкальных школ из разных районов Поволжья: почему они выбрали “музпедфак”, а не консерваторию или академию культуры?


Многие решили поступать сюда потому, что славу о кипучей творческой жизни на факультете, о совместных концертах студентов и профессоров, об уникальных артистах и коллективах “музпедфака” молва разнесла далеко за пределы республики. И за всеми ответами, в сущности, просматривалось искреннее желание быть похожими на своих учителей, которые когда-то учились именно здесь.


Нынешний год – дважды юбилейный для студентов, выпускников и преподавателей Казанского государственного педагогического университета. Вузу исполнилось 125 лет, а кроме того – 40 лет музыкально-педагогическому факультету. С начала 2000 года факультет работает под руководством Фариды Шарифовны Салитовой. Многое изменилось с приходом нового декана. Фарида Шарифовна педагог в девятом (!) поколении. Музыке, как и большинство ее коллег, начала учиться с пяти лет и убеждена, что музыкальное образование самое элитное. “В каждого из нас вложено столько сил и умения, – говорит она, – что если не отдавать их ученикам – это будет черной неблагодарностью”.


Ф.Салитова не понаслышке, а от собственной бабушки – учительницы знает о замечательных татарских педагогических традициях. Издана ее монография, где исследуется богатейший опыт наших предков, связанный с исламским духовным воспитанием, где важнейшая роль отводилась музыке.


Углубляя познание сокровищ национальной культуры, преподаватели факультета успешно расширяют поиск в области новых учебных методик, музыковедческих исследований в классической и современной мировой культуре. С большим успехом в Казани второй год подряд проходит “Неделя музыки и педагогики”, организованная преподавателями-энтузиастами музыкального факультета. И второй раз “Неделя” завершилась концертом при полном аншлаге в Большом концертном зале имени Сайдашева. И в этом нет ничего удивительного, ведь факультетский коллектив сверкает крупнейшим созвездием заслуженных и народных артистов. Профессора зажигают огонь восторга не только в сердцах студентов, но и в самых флегматичных зрителях своим живым, виртуозным искусством. Причем у Маргариты Коварской, Натальи Соколовой, Владимира Федотова секреты зажигания совершенно разные. Здесь также преподают исполнительское мастерство руководители таких известных коллективов, как муниципальный ансамбль скрипачей “Рух” (А.Э.Гумеров), женский джаз-оркестр “Фантазия” (Ю.А.Коган).


В университете придают огромное значение программам общекультурного развития. Открылась новая кафедра – хореографии, чтобы будущий учитель, выпускник любого факультета, при необходимости мог поставить со школьниками народные танцы. Кроме того, теперь есть возможность прямо на музыкальном факультете овладеть дополнительной специальностью – преподавателя английского языка.


Активная концертная деятельность студентов и преподавателей не только не мешает учебе, но и помогает обретать столь необходимый будущему учителю артистический опыт. Вот и на юбилейном концерте 6 ноября каждое их выступление сопровождалось бурными аплодисментами и криками “Браво!” А первого декабря на концерт хоровой капеллы “Кантабиле” в культурном центре имени Менжинского “лишний билетик” спрашивали начиная с площади Свободы. В этот день поклонники “Кантабиле” праздновали десятилетие женского хора, где большинство участниц – выпускницы музыкального факультета.


Затаив дыхание, слушали “Кантабиле” в Ватикане и флорентийском соборе Санта Кроче, в татарской деревне и в местах лишения свободы. Восприятие знатока и неизбалованного культурой подростка одинаково покорно красоте, которую “Кантабиле” щедро дарит слушателям и зрителям.


Начало ХХI века мир встречает возрождением хорового искусства. Примером этому являются “Хор Олимпикс-2000” – всемирные хоровые олимпийские состязания, которые впервые прошли в Австралии в городе Линце, собравшем хоровые коллективы со всех континентов, даже из Африки и Австралии, где традиции классического хорового пения получили развитие лишь во второй половине двадцатого века. Вторая Олимпиада пройдет в Сеуле в 2002 году. И, конечно, олимпийский оргкомитет надеется, что хор “Кантабиле” – золотой и серебряный призер в двух основных номинациях – непременно еще раз представит миру свое высокое искусство.


Конечно, жизнь коллектива музыкального факультета в немалой степени зависит от руководителей. Ректор Казанского педагогического университета А.Юсупов понимает природу творчества и бережно поддерживает ее в здоровом состоянии. А результаты трудной работы уже сегодня радуют поклонников музыки и обязательно благотворно отразятся на новом поколении.


Светлана КОЛИНА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще