О той, что любит курсив

На днях стали известны новые лауреаты одной из самых престижных премий – “Триумф”, которая ежегодно присуждается за высшие достижения в литературе и искусстве.

На днях стали известны новые лауреаты одной из самых престижных премий – “Триумф”, которая ежегодно присуждается за высшие достижения в литературе и искусстве. Нынче “Триумф” отмечает свой первый юбилей – десять лет, и по этому случаю наряду с пятью основными премиями учреждено двадцать “малых триумфов” – для молодых номинантов. В этой двадцатке оказалась и молодая казанская поэтесса Альбина Абсалямова.


Она уже получила официальное приглашение в Москву на торжественную церемонию награждения лауреатов премии “Триумф”, которая, по традиции, состоится в январе в Малом театре. А перед этим в Казани пройдет презентация новой книги стихов Альбины, которая дает не менее, а может быть, и более серьезный повод поговорить о несомненном поэтическом даровании внучки известного татарского прозаика Абдурахмана Абсалямова.


“Я люблю писать курсивом” – так называется вторая книга Альбины Абсалямовой. Сразу хочется отметить, что сборник хорошо издан. Плотная льняная обложка, хорошего качества бумага, грамотно расположенные выходные данные, интересное оформление – все это делает книгу привлекательной, что немаловажно. Проходит эйфория от возможности для практически любого человека издать свою книгу, которой не преминули воспользоваться многие литераторы. И появились на прилавках магазинов многочисленные сборники стихов и прозы, изданные за свой небольшой счет на плохой бумаге, безграмотно составленные и оформленные, то есть без уважения к себе и читателю. Поэтому книга молодой казанской поэтессы так приятно радует глаз. Заглянем же в сборник.


В него вошло около шестидесяти стихотворений и миниатюр, что выгодно отличает его от первого подобного опыта поэтессы, по которому было трудно судить о поэтическом мире автора в силу малого количества стихотворений, хотя уже тогда можно было говорить о несомненных литературных способностях Абсалямовой. Большую роль в ее творческой судьбе играет руководитель студии “Белая ворона” Неля Ахунова, которая принимала активное участие в издании обеих книг.


Основу сборника “Я люблю писать курсивом” составила любовная лирика, в которой Альбина проявила себя если не зрелым мастером, то человеком внимательным к своим ощущениям и деталям окружающей действительности. Стихи подкупают искренностью, прозрачностью, легкостью. Многие строки сразу запоминаются своей точностью, афористичностью.


Но в меню – только первые блюда,
Остальные велели убрать…


Или строки, выведенные курсивом и, видимо, значимые для автора:


Мне б стать твоею сигаретой
Да подарить себя дотла.


Если бы существовала машина времени и можно было бы прочитать одно из лучших стихотворений сборника “Подъемный кран. Кабан. Мечети…” Николаю Гумилеву – не сомневаюсь, Альбину Абсалямову с восторгом бы приняли в свои ряды акмеисты. Неброские и узнаваемые детали, естественность повествования делают это стихотворение маленьким шедевром.


Интересно разнообразит сборник небольшой исторический цикл стихотворений “Ночь над Каиром”, в котором лирическая героиня предстает то Нефертити, то Маргаритой… Чувствуется, что Египет – давняя любовь автора. И если расширить этот цикл, то вполне может получиться еще одна интересная книга.


У автора нет заемных интонаций. Альбина Абсалямова нашла свой собственный, ни на кого не похожий стиль. Это очень важно. Важно и не останавливаться на достигнутом, искать новые темы и новые формы.


С чем только не сравнивали поэты падающий снег! Альбина нашла свой необычный и запоминающийся образ.


Белые подушки в самом
черном небе.
Пух из каждой дырочки
хочет снегом вниз.


Имеются в книге и шероховатости, которых можно было бы легко избежать при должном внимании редактора. Например, в строчке “Сентябрь летит в бесконечность…” пропадает слог, так как в слове “сентябрь” два слога, а не три, как иногда кажется на слух. К сожалению, даже такая мелочь портит впечатление от хорошего стихотворения.


Или:


Я ношу в себе воспоминанья
О тебе. Как торбу, как плаценту…


Признаюсь, никак не могу понять этот образ – носить воспоминания, “как плаценту”. Можно ощущать в себе ребенка, но никак не плаценту!


Но эти и другие неточности не влияют на общее впечатление от книги, искренней и эмоционально насыщенной. И, как пишет в предисловии Рафаэль Мустафин, “для истинных любителей поэзии стихи Альбины Абсалямовой не пройдут незамеченными”.


Лилия ГАЗИЗОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще