Сегодня в актовом зале Казанского государственного пед-университета соберутся прежние и нынешние преподаватели-наставники, выпускники разных лет и ныне обучающиеся студенты по случаю знаменательной даты – 125-летия этой старейшей в стране кузницы педагогических кадров.
Об истории вуза, опыте и традициях воспитания студентов мы разговариваем с ветераном Великой Отечественной войны, проработавшим сорок лет на кафедре истории, кандидатом наук Роем ГАТАУЛЛИНЫМ.
– В пединститут я пришел преподавателем, имея уже пятнадцатилетний стаж комсомольской, партийной работы в штате Бауманского райкома партии Казани, – вспоминает Рой Вафинович. – До этого побывал в пекле Сталинградской битвы, где был тяжело ранен и долго лечился в госпиталях, заочно окончил вуз. В пединституте мне доверили возглавить кабинет общественных наук, и с первых же дней я оказался в окружении замечательных ученых-обществоведов – К.Толстякова, М.Тутаева, В.Гринберга, М.Брауди, Е.Устюжанина и других, в обстановке дружного коллективного научного творчества. И, надо сказать, вот эта атмосфера сотрудничества, коллективной работы по осуществлению научно-педагогического процесса – самое примечательное, что я вынес для себя после многих лет преподавательской деятельности. И что характерно для педуниверситета и поныне.
– В обучении молодежи, особенно в подготовке учителей-наставников подрастающей смены крайне важно то обстоятельство, насколько известны, уважаемы и авторитетны сами вузовские преподаватели. В этом плане Казанскому пединституту всегда везло, не правда ли?
– Да, это так. Золотыми буквами в анналы этого вуза вписаны имена выдающихся ученых-педагогов, работавших здесь в разные годы. Это академики Адоратский, Арбузовы, Греков, Державин, Коминский, Мосолов, Обнорский, Тарле, члены различных академий наук России – Богородицкий, Козырев, Кондаков, Тамм, Чеботарев, Курбангалиев, Фазлуллин, заслуженные деятели наук Абдрахманов, Альмухаметов, Болгарский, Валиди, Воробьев, Гагаев, Гайнуллин, Норден, Сабиров, Салехов, Усманов, Шараф и многие другие – всех не перечислить сразу. Впрочем, с основными вехами биографии нашего педуниверситета, именами, составляющими его золотой фонд, любознательного читателя ознакомит выпущенная к нынешнему 125-летию брошюра.
Что же касается периода моего пребывания в его стенах, то повезло ежедневно общаться и работать бок о бок с такими талантливыми учеными, создавшими целые научные школы, как профессора Курмаев, Закиев, Валиев, Шакирова, Нугаев, Ханбиков, Ситдиков, Юсупов. Будущих учителей-историков захватывали лекции профессоров Мунькова и Ременникова, поражавших слушателей своей эрудицией, уникальными знаниями и памятью. Так, первый, Николай Петрович, мог назвать биографические данные, даты рождения не только исторических личностей, но и всех своих коллег, а Алексей Михайлович, кроме родного, свободно владел немецким и татарским языками. Истфилфак, где я трудился, как и весь пединститут, по праву считается одним из признанных очагов развития татарского языкознания и культуры. Сотни и тысячи учителей Татарстана признательны своим наставникам за путевку в большую жизнь.
– Среди выпускников педуниверситета, надо полагать, также немало громких имен?
– Среди питомцев нашего вуза – тысячи отличников просвещения, сотни заслуженных учителей, крупные ученые, писатели, деятели культуры, политики, военачальники, прославленные спортсмены. В их числе – академик Хвостов, Герой Советского Союза, поэт Муса Джалиль, Герои Социалистического Труда Габдрахманова, Гиматдинов, народный учитель СССР Салахов, народный артист СССР Шамуков, писатели Абдулла Алиш, Адель Кутуй, Хади Такташ, Сибгат Хаким, Педер Хузангай, Мухаммет Магдеев, Ренат Харис, генералы и адмиралы Антонов, Салимов, Уткин, чемпионы мира Гилязова, Никонова, Бакиев, Фасахов, Хамматов…
– Рой Вафинович, зная вас не один год, поражаюсь вашей неугомонности на общественном поприще. Выйдя на пенсию, вы, конечно же, не утратили связи с альма-матер?
– В движении – жизнь, по мере сил и здоровья стараюсь быть небесполезным людям. Впрочем, мне кажется, все люди моего поколения – из племени беспокойных, неравнодушных. В этом убеждает практика совета ветеранов педуниверситета, который мне выпала честь возглавлять многие годы. Ведь как порой не хватает пожилым людям простого внимания, человеческой теплоты в наши непростые времена! Иногда звонок по телефону, поздравление и приглашение на праздник для ветерана не менее приятное событие, чем оказание денежной помощи. Именно такими благотворительными делами и занимаются члены нашего ветеранского совета, посещая пенсионеров на дому. Усилиями ветеранов на факультетах и в общежитиях университета ведется работа по воспитанию студентов на героических, трудовых, педагогических традициях. С их помощью создан музей истории КГПУ, открыта мемориальная доска с именами сотрудников, погибших на войне.
Встречи студентов с ветеранами-фронтовиками, известными учеными-педагогами, празднования Дня Победы, Дня защитника Отечества вошли в повседневную практику работы с молодежью. Будущим учителям есть у кого поучиться и перенять педагогический опыт, и наши ветераны охотно участвуют в творческих вечерах, диспутах молодежи. Популярностью в аудиториях, общежитиях пользуются “огоньки”, вечера “А ну-ка, девушки!” и “А ну-ка, парни!”, горячий отклик у молодых находят “Снежные десанты” по местам боевых сражений Великой Отечественной войны, шефство над солдатскими вдовами.
Совет ветеранов нередко обращается в ректорат, профком с ходатайствами об оказании материальной помощи пенсионерам, снабжении их овощами, организации отдыха на спортбазе “Яльчик”. Надо отдать должное и ректору университета Рузалю Абдуллазяновичу Юсупову, и председателю профкома Михаилу Ивановичу Морозову: с их стороны не бывает случаев отказа или невнимательного отношения к нашим обращениям.
– Какие чувства испытываете в связи со 125-летием родного вуза, что пожелали бы нынешним наставникам молодежи?
– Радостно от сознания, что наш педуниверситет по праву является форпостом педагогической мысли и практики, пользуется большим неоспоримым авторитетом. Хочется от души поздравить всех профессоров, преподавателей, а также студентов со славным юбилеем.
Немножко грустно от сознания, что поезд ушел – мое поколение преподавателей сошло, так сказать, со сцены активной жизни. По-хорошему завидую нынешним наставникам студенческой молодежи: у них, по-моему, сегодня как никогда широк простор для творческого дерзания и поиска. Искренне желаю им успехов на педагогическом поприще, пусть каждый из них лучшими своими качествами и способностями повторится в своих учениках!
Вел беседу