С полифонией в ладу

29 ноября в Государственном Большом концертном зале имени С.

29 ноября в Государственном Большом концертном зале имени С.Сайдашева состоится авторский концерт Шамиля Тимербулатова, посвященный пятидесятилетнему юбилею композитора.


Дебют Ш.Тимербулатова в начале 70-х годов был ярким и многообещающим. Концертино для двух роялей, написанное им еще до поступления в консерваторию, было с успехом исполнено в Казани и Москве, привлекло внимание музыкальной общественности и критики. Далее появились виолончельная соната, квартет для деревянно-духовых инструментов, струнный квартет, также ставшие репертуарными. В качестве дипломной работы при окончании Казанской консерватории (класс профессора А.Луппова) Тимербулатов представил Симфонию и Концерт для баяна с оркестром (первое сочинение подобного рода в татарской музыке).


Среди композиторов своего поколения Тимербулатова отличает приверженность к крупным и сложным музыкальным формам. В период, когда интересы многих его коллег были сосредоточены преимущественно в сфере камерных жанров, композитор пишет симфонии и концерты. Их концепции свидетельствуют о его склонности к отражению драматических конфликтов времени, трагических аспектов жизни, к размышлению о ценностях человеческого бытия.


Вместе с тем Тимербулатов успешно работает и в области эстрадной песни и романса. Среди его соавторов – крупнейшие татарские поэты современности: Р.Валеев, М.Галиев, Р.Миннуллин, Ш.Жигангирова, Г.Зайнашева, Р.Файзуллин и др. Среди исполнителей романсов и песен композитора – лучшие татарские вокалисты: З.Сунгатуллина, В.Ганеева, А.Валеев, З.Шарифуллина и др.


Особая страница творчества Ш.Тимербулатова – это музыка для детей. Детские вокальные циклы композитора отличают яркая образность, доходчивость и самобытность музыкального языка. Их с удовольствием включают в свой репертуар многие детские хоровые коллективы.


Творчеству Ш.Тимербулатова присущи своя интонация, индивидуальная манера письма. Он по-своему претворяет и развивает традиции татарской народной музыки. Еще в годы учебы в консерватории он проявлял большой интерес к народному музыкальному наследию, ездил в фольклорные экспедиции. В частности, Ш.Тимербулатов раскрывает в своем творчестве огромный выразительный потенциал фольклора татар-мишар. Лишь в редких случаях он цитирует подлинные народные напевы (например, народная песня “Шебрайда” в Концерте для баяна), а чаще всего обобщенно воссоздает особенности народного музыкального интонирования.


Порой манеру композитора отличает склонность к причудливому, неожиданному сочетанию жанрово-стилевых пластов, например, джаза, фольклорной архаики, приемов современной композиторской техники и… коллажа из музыки И.-С.Баха (как, например, во Втором фортепианном концерте).


В последние годы композитор очень напряженно и вдохновенно работает, испытывая особенный творческий подъем. Программа юбилейного вечера включает его сочинения последних лет. Почти все они будут исполняться впервые. Это будет вечер премьер! Сложные симфонические опусы (2-я и 3-я симфонии) соседствуют с ярким, эффектным Концертом № 2 для фортепиано, эстрадного и симфонического оркестров, а его, в свою очередь, сменят по-восточному колоритные и темпераментные “Симфонические картины” по роману Р.Батуллы “Сююмбике – царица Казанская”. Думается, вечер вновь подтвердит репутацию Тимербулатова как композитора смелого, изобретательного, талантливого, эмоционально открытого и глубокого.


Т.АЛМАЗОВА.
Музыковед.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще