С песней и жизнь дольше…

На территории Татарстана около 70 удмуртских деревень.

На территории Татарстана около 70 удмуртских деревень. И некоторые из них стали островками народной культуры. Сюда приезжают фольклористы из Ижевска, Казани, чтобы записать старинные песни и обряды, поражающие своей красотой и первозданной чистотой.


Сейчас у нас в республике проходят зональные туры IV Республиканского конкурса исполнителей народной и современной песни финно-угорских народов, заключительный тур которого и гала-концерт состоятся в конце ноября в Бавлах.


Вместе с главным специалистом РНМЦ Н.Сагбиевой мы побывали на зональном смотре-конкурсе в Менделеевске, где, среди прочих, оригинальностью и самобытностью нас поразили два коллектива из удмуртского села Сарсак Омга Агрызского района.


Один из них возглавляет Галина Михайловна Заитова, председатель национального удмуртского центра Агрызского района, которую мы и попросили рассказать об удмуртской культурной традиции, о сельчанах – истинных хранителях жемчужин удмуртского фольклора.


– Галина Михайловна, среди 25 фольклорных коллективов, приехавших в Менделеевск на зональный смотр, вы не затерялись, а выступление детского фольклорного коллектива “Зарнисизыл” стало настоящим открытием фестиваля. Кто им руководит?


– Год назад его создала моя дочь Лариса. Она закончила культпросветучилище, вернулась работать в наш сельский клуб. Поначалу проводила детские дискотеки, потом присмотрелась к юным дарованиям и создала фольклорный коллектив. Мы живем с моей мамой Зинаидой Герасимовной Давыдовой. Это она научила нас любить старинные удмуртские напевы. Она же показала Ларисе старинный удмуртский обряд, когда дети играют в поле, на жнивье в “свадьбу”. И этот обряд Лариса с детьми и восстановила.


Я со своими старушками из Сарсак Омги вот уже пятый год езжу по району, мы выступаем в удмуртских селах, в райцентре, выезжаем на фестивали. И должна сказать, что деревенский человек совсем не воспринимает суррогаты культуры, навязываемые телевидением. Всевозможные эстрадные шоу не вызывают душевного отклика у крестьянина, они чужды ему. Крестьянин познает жизнь не через книги и кино, а через свою близость к природе. Он очень остро чувствует красоту. И старина, веками вбиравшая все лучшее, ему больше по душе.


Одно время был запрет на старину. А если траву топчут, то, в конце концов, вытопчут. Вот и фольклор наш во многом пропал. Мы пели советские песни, русские народные и только изредка в своих семейных застольях вспоминали и свое, удмуртское. А когда запреты рухнули и больше того – стало поощряться возрождение фольклора, он поднялся легко и быстро, потому что это свое, кровное…


Сотни женщин приехали и сегодня на зональный смотр-конкурс, оставив дома множество домашних забот, потому что знают: пока они поют свои песни – те будут живы. А кроме того, они получают здесь столько энергии, столько светлых праздничных минут! Многих мы уже знаем в лицо, потому что ни одного республиканского фестиваля не пропускаем. Председатель хозяйства выделит нам по тридцать рублей на дорогу – вот и все наше денежное вознаграждение, но мы и этому рады.


Всем моим старушкам за семьдесят. Они, казалось бы, изработались на непосильной крестьянской работе, но какая сила духа! Как они поют!


– Коль скоро мы заговорили о духовности, Галина Михайловна, надо бы церковь, где сейчас располагается сельский клуб, использовать по прямому назначению. Я слышала, что вы десять лет бились за это и скоро уже будут закладывать фундамент нового клуба.


– Поймите, мы росли без веры. У нашего народа, как и у мари, живы в крови еще элементы язычества. И тем не менее, мы все почти крещеные, и детей, и внуков крестим, а стариков хороним по православным обычаям. Но восстанавливать разрушенный при советской власти храм увы, некому…


– Раньше религия тесно увязывалась с обрядовой поэзией, за что последняя и изгонялась из народного быта. И теперь дети не знают традиций своего народа. Вот если бы ваша дочь Лариса и вы, как председатель общественного культурного центра удмуртов, восстановили с детьми и другие обряды, бытовавшие у вашего народа.


– С этим у нас проблем нет. Наши дети – желанные участники главного удмуртского праздника “Горын быдтон”. Например, в этом году мы проводили его в начале июня, сразу как отсеялись. И дети были полноправными участниками хоровода, которым открылся праздник. Не игнорируем мы и праздники, укоренившиеся в годы советской власти. Готовимся провести праздник урожая, чтобы показать ребятам всех славных орденоносцев нашего села. А то идут бабулька с дедулькой, а школьник, пробегающий мимо, и не знает, что это орденоносцы, в прошлом заслуженная доярка и комбайнер. А без прошлого нет настоящего. Хотим также провести День матери. Конечно, в этих праздниках нет той задушевной лирической ноты, которую привносят обряды старины. Разве кто-нибудь из ребят, которых мы провожали в армию, забудет звучавшие в застолье удмуртские рекрутские песни – протяжные и вынимающие душу? Или современная свадьба, разве она сравнится с нашей старинной? У нас в альбоме (я не могу сказать – в фонотеке) более тридцати старинных песен, собранных здесь, в Сарсак Омге, и в соседних деревнях. Это и рекрутские, и свадебные…


– А что, со звукозаписывающей аппаратурой плохо?


– Отдел культуры совсем не помогает – нет средств, обнищали клубы донельзя, у сельсовета тоже нет ни копейки. Записываем песни на своей аппаратуре или за свой счет.


– Что же заставляет вас и вашу дочь заниматься этим за нищенскую зарплату?


– Не все деньгами измеряется. Во-первых, фольклор сам по себе имеет огромную притягательную силу. А кроме того, кто-то же должен собрать его, организовать крестьян. Песня жива только народом и в народе.


– Галина Михайловна, а что дают душе такие вот смотры?


– Это отдых. Вчера я была чем-то расстроена, а сегодня энергия песни меня подхватила, и все вчерашнее уже кажется дымом. Моей маме, Зинаиде Герасимовне, недавно отметили 90-летие. Приехали из Малой Пурги наши родственники на семи машинах. Мама пела сама, слушала мою песню о ее судьбе. И потом сказала, что если бы не знала с детства так много старинных песен, которые услышала от своей прабабушки, то вряд ли прожила так долго…


Л.СУХАНОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще