Признайтесь, уважаемые читатели, бывают ли у вас дни, когда вы не слышали бы грубые или нецензурные слова? Наверное, бывают. Но наверняка редко.
Неграмотная, несвязная, грубая речь, сквернословие, уголовный жаргон, а чаще – мат стали нашим повседневным и ежечасным явлением, с которым, пожалуй, все уже свыклись. Во всяком случае, никто, как правило, не делает замечаний хамам за их поганые слова в так называемых общественных местах. Скорее всего из чувства самосохранения. Редко, мне кажется, кто из родителей учит детей правильной речи. Давно уже не краснеют девушки от скверных слов, сказанных в их присутствии. Постепенно все привыкли и к двусмысленным шуткам, сальностям и откровенной похабщине на телевидении и в газетах.
Смирились мы и с насилием над русским языком, с его, так сказать, вестернизацией: не вымогатель, а “рэкетир”, не душегуб и убийца, а “киллер”, не подросток, а “тинейджер”, не съезд, а “саммит”, не блуд, а “секс”…
Но самым страшным атрибутом общения людей, по-моему, сегодня является всепроникающий, преследующий везде и всюду мат.
Липкой скверной нас обволакивает матерщина, постоянно унижая и оскорбляя как говорящих, так и слышащих. Как же быть и что же делать?
Слово не нож,
а до ножа доведет
Русская пословица
Язык – основное средство общения людей – возник в глубокой древности в процессе совместной их трудовой деятельности. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться знаниями, информацией.
Язык состоит из слов, которые несут в себе массу информации и образной энергии. Слово может повести в бой, позвать на подвиг: “Вперед, за Родину! Ура!”, а может и унизить, убить человека – привести, к примеру, к дуэли и смерти. Слово и лечит: несколько ободряющих слов доктора – и мы уже наполовину выздоровели, и возвышает: послушаешь стихи или песню – сам запоешь.
Чем больше слов в языке, тем богаче и самобытнее он.
Речь же человека есть воплощение, реализация языка. Чем больше разных слов употребляет говорящий, тем красивее и богаче его речь. И наоборот – если словарный запас скуден, то речь такого человека корява и убога, примитивна.
Если людоедка Эллочка употребляла порядка 30 слов, то в лексиконе многих современных молодых людей не наберется и двух десятков: “блин”, “короче”, “в натуре”, “оттяг”, “схвачено” и т.п.
Но этот молодежный сленг еще бы ничего, если бы он не разбавлялся матом, уголовным жаргоном. Кстати, настоящие зэки, а тем более “в законе”, ругаются гораздо реже – так авторитетно заявил мне сосед, отсидевший в местах весьма отдаленных немало лет. То есть, получается, что нынешняя молодежь (не вся, конечно) в языковой сфере превзошла все криминальные нормы. Ну, а что на языке, то…
Что же говорят история и наука, как объясняют это явление? У меня в руках интересная книга В.Пирожкова “Криминальная психология”. Вот что я там вычитал:
“Уголовный жаргон – неизбежный атрибут криминальной субкультуры: это “искусственный”, воровской язык. Язык офенский, то есть раньше употреблялся офенями – мелкими торговцами. Отсюда и название – “феня”. Он обогащался за счет других “искусственных” языков, в него вошло много слов из профессионального языка моряков, из восточных языков, из цыганского и еврейского языков, вульгаризмы из русского языка”.
Мы долго беседовали об истории и проблемах распространения мата с заведующим кафедрой истории русского языка КГУ, доктором филологических наук, профессором Геннадием Николаевым:
– Мат – явление всемирное, – говорит он. – Поляки, к примеру, матерятся очень похоже. Но мат – не русское изобретение. Хотя в нашей литературе уже во второй половине XVIII века был Барков, применявший матерные слова. Да и в литературе XVII века можно встретить выражение типа: “Марина со своим выблядком…” Но “блядь” в старославянском языке означало – “заблуждающаяся”, а в XVIII веке это слово стало уже нецензурным. В словаре русского языка, изданном иноземцем Р.Джеймсом, есть также слова, впоследствии ставшие непечатными.
Мат – это речевая актуализация интимных вещей. Но в каждом обществе есть определенное “табу”, запрет на нецензурные слова. В низкоразвитом – его нет, а в высокоразвитом, конечно, существует.
У нас же матерщине везде свобода – от базара до КГУ, а это разрушает этические нормы. Я твердо убежден, что у нас в стране должна быть своеобразная “служба языка”, то есть языковая цензура.
– А как же со свободой слова?
– Свобода слова превращена у нас в свободу матерщины. А с матом нужно бороться, как со словесной порнографией! Вот издали недавно “Словарь нецензурных слов”, так это же откровенная пропаганда мата!
Пирожков в своей книге высказывает идею создания в России “языковой экологии”. Так, может быть, введем ее хотя бы у нас, в Татарстане?
“Сей же всезлый и окаянный потоп
сугубо действует, душу купно
с телом погубляет”
Митрополит Даниил, XVI век.
Язык тесно связан с мышлением, сознанием человека. Доктор филологических наук Татьяна Миронова писала в одной из своих статей: “Эксперименты (в волновой генетике. – Ю.С.) показали, как словесное воздействие способно разрушать, искажать генетику живого организма. Любое существо, и человек не исключение, представляет собой принимающую и излучающую антенну. Каждое слово, услышанное или увиденное нами, слышат не только наши уши, видят не только наши глаза, но вся наша личность несет в себе (хотим мы того или нет, это от нас не зависит) отпечаток услышанного и увиденного”.
Какой “отпечаток” несет современная личность от употребления грубых, непристойных, мерзких слов и выражений, мы можем лицезреть и ощущать ежедневно и везде. Не нужно быть психологом, чтобы увидеть печать деградации на человеке, постоянно, не замечая ничего и никого, извергающего поток грязных, смрадных слов, которые дьявольски разрушают, словно коррозия, его душу.
Причем социальные группы людей, грешащих сквернословием, совершенно разные: военные и артисты, политики и рабочие, подростки и ветераны, студенты и преподаватели, горожане и сельчане. Даже первые лица государства выдают иногда перлы, типа полукриминального “мочить в сортире”…
Интеллигенция, считавшаяся во все времена носителем культуры и духовности, матерится зачастую “как сапожники”. Исключение составляют верующие да по-настоящему культурные, творческие, духовно богатые люди.
Приходится, к сожалению, констатировать упадок культуры, духовности и нравственности в обществе.
Причины этого социального явления разные. Одна из главных – смена общественного строя: от развитого социализма к дикому капитализму, а последний предполагает расслоение общества, смену ориентиров, где один из главных – культ денег, а не духа.
Проводниками этого культа чаще всего выступают, увы, печатные и электронные СМИ. Они и являются главными пропагандистами дурной речи, блудливых разговоров, криминального мировоззрения, пошлости и антикультуры.
Не будем приводить выражения, ежесекундно тиражируемые ими, дабы не стать с ними в один ряд. Все эти “обороты” и “остроты” у всех на слуху, особенно у детей и подростков, как наиболее восприимчивых и внушаемых. Я уж не говорю о плохой, непрофессиональной речи дикторов и ведущих радио и телевидения, скороговоркой бормочущих на каком-то тарабарском языке, неправильно делающих ударения в словах, сипло дышащих, экающих и мекающих, несущих какую-то отсебятину, тянущих гласные на манер то ли одесситов, то ли блатных.
Где же настоящие профессионалы, с голосами красивого тембра и правильной дикцией, прекрасно владеющие грамотным русским языком, – новые Левитаны, Балашовы, Кирилловы, Шатиловы, которых хотелось не только слушать, но и учиться у них правильно говорить?..
А сколько было уже сказано о засилье на экране ТВ и в редких теперь кинотеатрах бесконечных боевиков, культивирующих насилие, кровь, убийства…
Два года назад Госдума РФ пыталась принять Закон о защите нравственности на ТВ. Не приняли. Демократия победила. Свобода слова! Кстати, о ней: недавно в передаче “Свободное слово” на “Радио России” заместитель главного редактора популярной российской газеты заявил: “Ничего страшного в грубом слове, мате нет. Лишь бы в слове не было яда”. Каково? Как будто мат – это не отрава, не яд.
Из истории мы знаем, что подобное падение культуры языка было и раньше – после трех революций в начале ХХ века. По воспоминаниям современников, великий русский писатель, Нобелевский лауреат Иван Бунин покинул Родину в том числе и из-за “опохабленности русского языка”.
“Вэйлу ликулли
хумаззатил – люмаза”
(Горе всякому хулителю-поносителю)
Такую фразу из Корана процитировал мне муфтий Фарид Салман, помощник Верховного муфтия России, и продолжил наш разговор о сквернословии:
– Хула, сквернословие – порождение Сатаны. У Сатаны место поклонения – рынок. Если Господь научил человека молиться, то Сатана учит человека оскорблениям и унижениям. Шариат категорически запрещает хулу, особенно в присутствии детей и женщин. Ибо это не входит в понятие прекрасного.
В присутствии детей… Именно дети и подростки в первую очередь попадают под заразу сквернословия: они словно губка впитывают в себя и плохое, и хорошее. Ну, а если вокруг них хороших, добрых, умных, красивых слов мало, то…
Можно понять их побуждения к грубости и бранным словам – им хочется быстрее стать взрослыми, тем более – в глазах сверстников, самоутвердиться, подчеркивая свое мнимое превосходство. Но как понять матерные слова в устах юношей и девушек? В компании сверстников или в присутствии взрослых, посторонних им людей?
Сидит как-то группа молодых ребят и без тени смущения, при мне, густо сыплет матом. Не выдерживаю – делаю замечание. На меня смотрят удивленно, не понимая сути вопроса: “Да разве это мат? Мы всегда так говорим, и ниче…” То есть мат стал для них и им подобных обыденной речью, их сленгом – по-другому они уже не могут изъясняться. И виноваты в этом в первую очередь мы, взрослые.
Прежде нам надо самим, несмотря на усталость, раздражение, гнев, наконец, перестать грубить и выражаться. Личный пример и личное участие всех может многое изменить.
Везде, тем более при детях, мы просто обязаны следить за своей речью. Как часто, к примеру, слышно от молодых мам: “не верти ..опой.” Вот с таких-то мелочей и начинается формироваться грубая, а затем и хамская речь.
Как часто мы, взрослые, сами провоцируем подростков на грубость и нецензурщину – в трамвае ли, в автобусе кричит кондукторша на девушку: “Такая-сякая…”, а та ей вынужденно отвечает: “Ты сама такая-сякая…!” (Всей обоймы выражений я, конечно, не привожу). Вот такие “уроки” и дают нередко взрослые чужим детям. А значит, и своим.
В наше сложное время, когда общество деидеологизировано, когда нравственные и духовные ценности поменялись на противоположные, нашим детям, подросткам, молодежи очень трудно правильно сориентироваться – где хорошее, где плохое; где настоящее, где подделка; где правда, где ложь. Наша задача – дать нужные ориентиры, цели, примеры. В нашем случае – культурный язык и правильную речь.
Одними запретами дело не сдвинуть, ибо запретный плод – сладок. Нужно помочь “великому и могучему” русскому языку (а это один из двух государственных языков в Татарстане) выжить, сохранить его и сделать так, чтобы он овладел устами и сердцами наших детей и внуков.
Несмотря на тотальное наступление англосаксонских слов и выражений, намеренное огрубление и упрощение слов, язык перемелет и эту напасть: ведь справился же он с потоком иностранных слов в эпоху Петра с его “окном в Европу”. Надо только ему помочь. Серьезно, кропотливо, методично, вместе с великой русской литературой “серебряного” и “золотого” веков, с историей, народной культурой, обычаями.
Я подметил интересный факт: школьники из татарских гимназий практически никогда не ругаются (и не курят, кстати!). Вот результаты правильного подхода к углубленному изучению родного языка вкупе с изучением обычаев, обрядов, традиций.
“Блудники, пьяницы
и сквернословы Царство Божье не наследуют”
Апостол Павел.
Я попросил поделиться своими соображениями на эту тему заслуженного учителя РТ, главного специалиста отдела воспитания и дополнительного образования МО РТ Людмилу Дарьеву:
– Нельзя не согласиться с тем фактом, что ученическая и студенческая среда заражена вирусом сквернословия, – сказала она. – Мат стал неизбежным спутником многих ее представителей. И первые образцы (как и собственный опыт использования ненормативной лексики) ребенок, подросток получает, к сожалению, чаще всего в семье.
Родительская общественность также обеспокоена этим обстоятельством. В период подготовки к I Всероссийскому родительскому собранию “Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентации” (декабрь 2000 г.) по инициативе нашего Министерства в респуб
лике прошли “круглые столы”, собрания, сходы с участием родителей, педагогов, представителей СМИ, традиционных конфессий, заинтересованных ведомств, властных структур. Выступавшие с взволнованной озабоченностью говорили об оскудении разговорной речи в молодежной среде, об охватившей наше общество эпидемии сквернословия в быту, в общественных местах.
Нас, организаторов образования, не меньше волнует проявление этой проблемы в педагогической среде. Приходится признать, что некоторые молодые педагоги, воспитатели владеют минимальным словарным запасом и затрудняются в свободном выражении своих мыслей. Используя молодежный сленг, эти педагоги стремятся таким образом сократить дистанцию между собой и воспитанниками, завоевать у них ложный авторитет.
Безусловно, можно издать какие-то распоряжения, приказы об ограничении бранной лексики. Однако вряд ли это поможет.
Мат, как явный, так и скрытый – следствие, а не причина. Причина же в нравственном нездоровье нашего общества в целом и молодежи в частности. А это уже проблема, решать которую нужно не только усилиями профессионалов, а всем миром.
Поинтересовался я в пресс-центре ГУВД г. Казани: были ли за последние год, два факты привлечения граждан за нецензурную брань в общественных местах?
– Нет, – ответили мне по телефону, – таких случаев не припоминаем. Разве только совместно с другими нарушениями, как-то: хулиганство, нарушения правил дорожного движения и так далее.
Жаль. Иной раз и следовало бы применить к сквернослову вторую статью Административного Кодекса РТ, предусматривающую задержание такого распоясавшегося гражданина на срок до 15 суток. Демократия демократией, но не мешало бы иногда и власть применить! Или штрафовать почаще, как, скажем, делают это с нарушителями правил дорожного движения. Привлечь, так сказать, “за нарушение общественной нравственности и нанесение гражданам морального ущерба”.
В завершение сказанного еще одна “картинка из жизни”. Вечером гуляю около дома. Замечаю крепкого, вихрастого мальчугана, лет трех-четырех, весело пинающего пустую консервную банку. Мне захотелось с ним познакомиться, поговорить, и я спросил:
– Тебя как, герой, зовут?
Мальчик молчит, насупился, соображает.
– Ну, мама тебя как зовет? – помогаю ему.
Он наконец понял и выпалил:
– Пи..дюк!
И резво побежал к своей молодой маме, которая вдвоем с подружкой сидела прямо с ногами на скамейке, курила и смачно сплевывала…
Юрий СЕРГЕЕВ.
Педагог.