Двое на колясках

Когда создатели и участники премьерного спектакля Камаловского театра “Искал тебя, любимая” вышли на финальный поклон, на сцену с букетом цветов поднялась одна зрительница.

Когда создатели и участники премьерного спектакля Камаловского театра “Искал тебя, любимая” вышли на финальный поклон, на сцену с букетом цветов поднялась одна зрительница. И Туфан Миннуллин, автор пьесы, остановив аплодисменты, поведал залу о том, что родители этой женщины прожили долгую счастливую жизнь, вырастили детей, и при этом они оба были без ног… Судьба, история любви этих людей и легла в основу новой пьесы Т.Миннуллина.


В ней всего два действующих лица – он и она. И оба прикованы к инвалидной коляске. Рахимжан потерял ноги на войне – может, чеченской, может, афганской – не суть важно. А его возлюбленная Нурсия – инвалид детства. Вот эту очень трудную для постановки, внешне абсолютно статичную пьесу надо было так поставить и так сыграть, чтобы вызвать у зрителей то единственное чувство, которого достойны герои – чувство восхищения.


Театр пригласил на постановку высокопрофессиональную группу – народного артиста России, режиссера Рифката Исрафилова, художника Тана Еникеева, балетмейстера Олега Николаева, композитора Масгуду Шамсутдинову. И спектакль, идущий два часа лишь с двумя персонажами, которые все это время разговаривают по телефону, оставаясь в своих колясках, эмоционально захватывает зрителя и смотрится на одном дыхании. Происходит подобное воздействие вследствие четкого режиссерского решения, создания актерами эмоционально сильных характеров, а также благодаря использованию постановщиками современных средств театральной выразительности. Это и музыка, и компьютерная графика, и хореография.


Танцевальные сцены – своеобразные пластические зонги – идут за конкретным текстом героев, как бы динамически повторяя, усиливая их переживания. Это и танцы-воспоминания, и танцы-мечты. Несмотря на сложность хореографии – с настоящими балетными па! – исполняют ее не профессиональные танцовщики, а драматические актеры – Салима Аминова, Ильдус Габдрахманов, Радик Бареев, Рамиль Вазиев. Языком танца они создают яркие, волнующие образы с необычайной внутренней динамикой. Эти хореографические миниатюры сопровождаются столь же выразительной, содержательной компьютерной графикой – на больших экранах в глубине сцены возникают то безжизненные, опаленные солнцем горы и пустыни, то штормовое море, то равнодушное холодное небо… Подобный выразительный ряд используется в Камаловском театре впервые (компьютерный дизайн Альфреда Камелевского). Кроме того, в моменты наивысшего душевного переживания героев их лица крупным планом высвечиваются на тех же экранах.


Казалось бы, какое отношение имеет к спектаклю татарского театра опера современного французского композитора Ришара Коксиянта “Собор Парижской Богоматери”, которая также вклинивается в видеоряд спектакля? Тем не менее видеоария горбуна Квазимодо, которую время от времени включает Рахимжан, очень точно и образно передает одну из основных мыслей постановки: человек может быть внешне неполноценным, но при этом иметь тонкую, нежную, благородную душу.


Возвышенные эмоции героев в какой-то момент вдруг приподнимают их вместе с колясками над землей. Внизу мчится равнодушный поток машин, сияет тысячами огней ночной город, а эти двое парят в воздухе, отдавшись своему прекрасному душевному состоянию.


Однако все художественные средства, при всей их выразительности, остались бы только трюками, не будь они подкреплены актерскими работами. В спектакле два исполнительских состава – Рахимжана играют Рамиль Тухватуллин и Искандер Хайруллин, Нурсию – Ильсия Тухватуллина и Ляйсан Рахимова. Рисунок роли, основная линия у обоих исполнителей похожи, но характеры получились совершенно разные.


Р.Тухватуллин с самого начала работы в Камаловском театре, с 1987 года, заявил о себе как многообещающий актер. На сегодняшний день им сыгран целый ряд любопытных ролей. Но именно Рахимжан стал по-настоящему мастерской работой. Актер создает сложный, многогранный характер, передавая меняющееся душевное состояние своего героя. Не раз по ходу спектакля его Рахимжан то загорается надеждой, то вновь теряет ее, выглядя усталым, раздраженным. Актер, что называется, “пускает сердце вразнос”, как говорил М.Ульянов, для того, чтобы донести мысль, логику характера, темперамент своего героя, не пасующего перед жизнью.


Рахимжан Искандера Хайруллина другой – он более хрупок внешне, в нем больше ёрничания, желчности, обиды на судьбу. От избытка чувств, внутренней энергии он вдруг начинает бешено крутиться со своей коляской. И лишь в финале этот Рахимжан несколько смягчается, поверив наконец в возможность даже в таком положении обрести свое счастье, судьбу.


Столь же разные образы создают исполнительницы Нурсии. Тихая, ушедшая в себя, свою физическую неполноценность, с монотонными интонациями и окаменевшим лицом – такова героиня И.Тухватуллиной.


В исполнении молодой актрисы Л.Рахимовой она тоже поначалу выглядит вялой и безликой. И вместе с тем эта Нурсия страстно хочет быть счастливой, жить полноценной жизнью. В ней больше внутреннего горения, темперамента. Потому уже первая встреча героев наполнена трогательным, глубоким чувством.


Спектакль оставляет в душах зрителей самые светлые чувства, заставляя задуматься о человеческом благородстве, мужестве, о людях, не пасующих перед драматическими жизненными ситуациями.


У спектакля есть своеобразный эпилог. Уже было закрывшийся занавес открывается вновь. На сцену выбегают танцующие мальчик и девочка, как бы символизирующие будущих детей Рахимжана и Нурсии.


И.ИЛЯЛОВА.
Заслуженный деятель искусств Татарстана и России.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще