25-26 октября в Казани проходила всероссийская конференция “Искусство и этнос. Новые парадигмы”. Ее организаторы – Институт истории Академии наук РТ, Государственный институт искусствоведения и Министерство культуры РФ. Конференция была посвящена памяти и 80-летию со дня рождения одного из основоположников татарского искусствознания, доктора искусствоведения Фоата Хасановича Валеева.
Правильно сказал поэт Николай Доризо, что слава чаще всего “вдова”. Немногие талантливые люди удостаиваются ее при жизни: одаренность, самобытность – качества, за которые приходится дорого платить. Трудно складывалась судьба и Фоата Валеева. Весть о том, что он стал первым в Поволжском регионе доктором искусствоведения, пришла только в 1984 году, когда Фоат Хасанович был уже смертельно болен…
Человек энциклопедических познаний – историк, этнограф, археолог, архитектор, художник, – он был автором таких трудов, как “Орнамент казанских татар”, “Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья”, “Народное декоративное искусство Татарстана”, “Древнее искусство Татарии” (по завещанию ученого в работе по завершению этой книги приняла участие его дочь Г.Ф.Валеева-Сулейманова, книга была выпущена в 1985 году). А сколько бы смог сделать Фоат Хасанович, если бы ему не мешали!
Совсем еще молодым Валеев пострадал как архитектор: он спроектировал и сделал пристрой к зданию мечети Марджани. Хотя разрешение на строительство было дано, прибывшая из Москвы специальная комиссия приказала немедленно все разобрать (что и было сделано тайно, ночью), а Фоата Хасановича исключили из Союза архитекторов за “поддержку религиозного дурмана”. Примечательно: произошел этот инцидент во времена хрущевской “оттепели”, а случись он несколькими годами раньше или позже, все могло закончиться намного хуже.
Валеев стал одним из первых (если не первым) исследователей искусства и архитектуры крымских татар. В отпуск он часто ездил в Крым – делал зарисовки, фотографировал памятники архитектуры и древние надгробия, образцы декоративно-прикладного искусства – вышивки, тканые изделия, украшения. Но опубликовать собранные им уникальные материалы ученому не удалось: культура крымских татар и их трагическая судьба усиленно замалчивались. Когда на конференции по народному искусству в Русском музее в Ленинграде Фоат Хасанович рассказал о варварском уничтожении древних татарских памятников в Крыму, то весь зал был потрясен его мужеством. Это выступление Валееву не забыли и не простили.
В чем только его не обвиняли! И в первую очередь, конечно же, в национализме. Но соответствовало ли это действительности? Фоат Валеев был националистом только в том смысле, что защищал гибнущие культуры, в особенности тюркские. Десять лет Валеев прожил в Йошкар-Оле – там его ценили, у него был широкий простор для научной деятельности. После защиты докторской диссертации ему предложили интересную работу в Москве, но он тосковал по Казани и решил все же вернуться…
Множество планов, задумок Фоата Хасановича остались нереализованными. Он мечтал подготовить преемников – молодых ученых, но и этого ему не дали… Незаконченной осталась и его монография об архитектуре и искусстве крымских татар. Даже будучи тяжело больным, он продолжал работать. И до конца своих дней оставался гордым, сильным и мужественным человеком.
Мария ИЛЬИНА.