Театральная сцена обладает удивительным свойством спрессовывать время: целая человеческая жизнь проходит порой перед нами в течение трех реальных часов. Потому и актеры не имеют возраста в строгом смысле этого слова, ибо сегодня актриса может играть 17-летнюю девчушку, а завтра превратиться на сцене в седовласую старуху, или наоборот.
Может, потому и верится с трудом, что с того дня, когда Надя Кочнева, Надежда Михайловна, впервые ступила на сцену Казанского театра юного зрителя, прошло уже более четверти века… Она нисколько не изменилась, все такая же импульсивная, смешливая и застенчивая. Многие впервые запомнили ее в спектакле “Сотворившая чудо”, в роли Элен, слепоглухонемой девочки, страстно жаждущей сказать что-то чрезвычайно важное и нужное людям. И кажется, до сих пор эта героиня живет в актрисе, выражая самую суть ее натуры.
Надя пришла в театр из самодеятельности, долго не могла решить для себя, имеет ли она право выходить на профессиональную сцену. Даже годы учебы в театральном училище не избавили ее от сомнений. Мастерство обреталось именно в преодолении этой неуверенности, в бесконечной требовательности актрисы к себе и ее постоянной творческой неудовлетворенности…
Роль Элен была для нее подарком судьбы, ибо окончательно убедила девочку Надю в правильности избранного пути. Помог ей в этом и молодой режиссер А. Клоков, ученик М.О.Кнебель, работа с которым стала для нее откровением. До встречи с ним актриса и не представляла, что можно так глубоко погружаться в драматургический материал и до такой степени вживаться в роль, что даже в своей обыденной жизни начинаешь чувствовать себя другим человеком. Именно так они с Клоковым работали над образом главной героини спектакля “Оборотень” по пьесе А.Кицберга. И хотя потом, в новой редакции спектакля, эту роль уже исполняла другая актриса, работа над ней стала для Нади Кочневой большой школой, которая и помогла ей обрести успех в спектакле “Сотворившая чудо”.
Трудно было даже представить в маленькой, худенькой Наде такую взрывную силу темперамента. В душе ее героини клокотал вулкан, в нечленораздельных звуках слышался душевный вопль, который переходил в торжествующий крик, когда наконец Элен чувствовала себя услышанной и понятой. И зрительный зал, со слезами от пережитого потрясения, только тогда облегченно переводил дух.
А потом была Катя в спектакле “С любимыми не расставайтесь”, где девочка Надя вместе со своей героиней взрослела буквально на глазах у зрителей, постигая суровую многозначность душевного опыта. В ее захлебывающемся от рыданий рефрене “Я скучаю по тебе, Митя” было все: и мольба о прощении, и раскаяние, и слабая надежда на то, что все еще можно поправить. И самое главное – в нем слышалась любовь…
Сценические образы актрисы со временем обретали новые краски, сквозь лирическую взволнованность и эмоциональную импульсивность стала проступать и яркая характерность ее героинь. Особенно это было заметно в ее Бетси в “Опасном повороте”, Инфанте в корнелевском “Сиде”, Елене в “Днях Турбиных”. Однако поиски внешнего рисунка роли никогда не являлись для актрисы самоцелью, гораздо важнее для нее понять, почувствовать сердцем внутренний мир героини, ее боль, ее мечты и фантазии.
Надежда Кочнева – актриса поразительной искренности, она органически не переносит на сцене фальши, наигрыша. Она будет долго искать, мучиться и не успокоится до тех пор, пока внутренне не сживется со своей героиней, не почувствует себя в ее облике естественно и свободно. Можно лишь догадываться, сколь трудно происходила ее “притирка” и с героиней пьесы Н.Коляды “Мурлин Мурло” – смешной, жалкой и трогательной одновременно. Эту роль Надя сделала уже в Кировском тюзе. Отъезд туда был продиктован творческими интересами – с новым главным режиссером Казанского тюза Борисом Цейтлиным у них поначалу не возникло взаимопонимания. Хотя в дальнейшем она с успехом играла у него и в “Буре” Шекспира, и в “Белых ночах” по Достоевскому.
В специфически тюзовском репертуаре Надя Кочнева почти не играла, но к Казанскому тюзу как-то прикипела душой, заняв в нем свое, сугубо индивидуальное место. Представить в одной с ней роли вторую исполнительницу совершенно невозможно. Она неповторима. Такой уж у нее, у Нади, характер.
Ю. БЛАГОВ.