Суверенитет, востребованный историей

Специальный номер журнала “Российская Федерация сегодня” (издание российского парламента) посвящен Республике Татарстан.

Специальный номер журнала “Российская Федерация сегодня” (издание российского парламента) посвящен Республике Татарстан. Представляя номер, главный редактор журнала Дмитрий Хренов пишет: “Татарстан все последние годы в центре общественного внимания. Именно здесь в свое время Борис Николаевич сказал: “Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить”…Республика сохранила многое из того хорошего, что унаследовала от советской власти. Реформы в Татарстане проводились, но основанные на прагматизме и здравом смысле… В результате Татарстан не потерял промышленность, не допустил обвала в сельском хозяйстве. Возможно, его самостоятельность порой раздражала федеральный центр, но во многом она была оправданной. Татарстанский опыт проведения реформ не может быть не востребован”.


ИТАК, о чем этот номер? Аналитические обзоры, собеседования с первыми лицами республики, участниками осуществляемых преобразований, оперативные репортажи с промышленных площадок, полей и ферм, строительства моста через Каму, подземной магистрали метро, рассказы о школьных классах и детских садах, моментальные фотографии, заметки по конкретному поводу, другие материалы повествуют о тактических приемах, результатах в экономике, социальной сфере, в образовании, культуре. За ними проглядывается большая стратегическая цель – историческая проблема обустройства государства многих языков и народов – Российской Федерации, чтобы из нее не бежали, а в нее стремились. Этой проблеме столько же лет, сколько времени продолжается объединение языков и народов под крышей общего многонационального дома.


Насильственное присоединение Казанского ханства к собирающей под своим флагом новые и новые пространства Российской империи убрало внешние засеки, но не разрешило внутренних межнациональных проблем. Императрица Екатерина, которая побывала в Казани спустя два с лишним столетия после ее завоевания, отметила главную этническую проблему многонациональной империи – пошить для всех народов общее платье, которое, однако, не стесняло бы движений, не угнетало дух, где все языки могучей державы под единым скипетром не отрывались бы от народных корней, сохранили национальные честь и достоинство.


Цель была обозначена правильно, но, видимо, оказалась неподъемной ни для следующих российских самодержцев, ни для советских вождей. Как наследство, почти в том же виде проблема досталась нынешней России, провозгласившей намерение построить демократическое государство.


К началу нынешних преобразований многонациональная советская империя представляла из себя куклу-матрешку, в которой под общим колпаком были игрушки поменьше – союзные республики, в их составе – автономные образования, края и области, национальные округа. Обязательства у каждой куклы одинаковые – работать на благо общего союза, а в правах и привилегиях была узаконена разносортица языков и народов. Полагающееся союзным республикам не позволялось автономиям. Например, союзные республики имели в палате национальностей парламента страны 25 мест, автономные республики, даже если они превосходили “старших” по экономическому потенциалу, населению, избирали всего 11 представителей. Таких примеров национальной дискриминации можно было насчитать не десятки – сотни.


Взрыв произошел в канун подписания горбачевского Союзного договора, судьбоносного документа, в котором, несмотря на декларацию основательных преобразований, политическую основу нового, якобы демократического государства составляли те же самые игрушки-матрешки. И автономии взбунтовались. Башкортостан и Татарстан заявили, что они договор будут подписывать не в составе России, а как равные, вместе с ней, плечом к плечу. Односторонние обязательства по вертикали должны быть дополнены связями по горизонтали, которые могут быть крепче, надежнее, значит, эффективнее, чем административное соподчинение.


Подписание договора назначили на 20 августа 1991 года. Однако разразился путч ГКЧП, затем состоялся беловежский сговор трех заединщиков – Ельцина, Кравчука, Шушкевича, и “нерушимого союза братских республик” не стало. В одну ночь, в одночасье!


Теперь провозглашенную национальными автономиями волю, выстраданную за многие века отечественной истории, надо было отстаивать в новых обстоятельствах. Стали провозглашать варианты переустройства самой России. Появился чеченский вариант, который привел к нынешней кавказской войне. Пошли разговоры о “самостийных” дальневосточных провинциях, об Уральской республике. Свой вариант строительства новой России предложил Татарстан – на основе еще небывалых в отечественной истории взаимных договоров, когда центральная власть и регионы добровольно отказываются от части своих полномочий и принимают друг перед другом встречные обязательства. Добровольные скрепы по горизонтали могут быть крепче принуждения по вертикали!


Однако обстоятельства в России стали другие. Парад суверенитетов, на котором первой промаршировала Россия, объявили сепаратистским, жаждущим желанной свободы национальным субъектам федерации, в частности Татарстану, стали грозить суровыми карами. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский пугал жаждущих свободы ссылкой в неволю: “Пожалуйста – в Монголию!” Спикеру парламента Руслану Хасбулатову грезились карательные акции Ивана Грозного: “Я возьму Казань в другой раз и привезу Шаймиева в Москву в железной клетке”. ” Мы вам не позволим воссоздать Золотую Орду!” – одергивал ослушников советник Президента России Сергей Станкевич. Госсекретарь Геннадий Бурбулис крови не жаждал, но угрожал не менее жесткими санкциями: ” Мы возьмем Татарстан в экономическую блокаду”. Депутаты российского парламента приняли решение ввести в республику войска, которое, правда, через 45 минут отменили. Противостояние было великое.


В свободном обществе высший носитель демократии – народ. Что скажут люди – согласятся с усеченной российской демократией или будут требовать свободы по полной норме? Противостояние переместилось на законодательное поприще. Борьбу региона за свои не привилегии, а естественные права объявили происками националистов. В ответ парламент Татарстана принял закон о проведении референдума, чтобы на эту тему высказались не велеречивые политики, а выразили свою волю люди. На всенародное обсуждение был вынесен единственный вопрос – желают ли люди, чтобы Республика Татарстан как конституционное суверенное государство свои отношения с другими государствами, в том числе и возвышающейся над остальными субъектами Россией, строила на основе добровольных, исключительно равноправных договоров? Это был небывалый не только в отечественной истории, но, пожалуй, в мировой практике образец демократии. Еще ни разу у миллионов простых людей не спрашивали, как они желают организовать свое государство, собственную жизнь. Впрочем, однажды такой референдум провели. В канун подписания Союзного договора советских людей опросили, желают ли они сохранить советскую империю, естественно, обновленную, но грандиозное анкетирование миллионов завершилось большим историческим конфузом. Семьдесят процентов отвечавших на судьбоносную анкету высказались за Союз, но эти бумажки побросали на свалку истории, а государство ста языков и наречий, занимавшее одну шестую часть света, расформировали на лоскутики независимых государств. Оказывается, в больших политических игрищах мнение народа спрашивают для того, чтобы поступить наоборот?


История – не журнальный кроссворд с заранее известными ответами, а задачник с непредсказуемым исходом, результат которого нельзя вычислить – разве что с определенной долей вероятности предсказать. Наверное, объявленное волеизъявление можно было отменить или добиться желанного для политиков-ортодоксов результата. Тогда энтузиастов обустройства России по новым нормам суверенности ее народов можно было объявлять сепаратистами, честолюбивыми параноиками, которые не пользуются доверием населения. Началась большая пропагандистская война. Жаждущим свобод в новой России рисовали страшные картины развала единого и неделимого государства.


Что же Ельцин, как проявил себя в эти судьбоносные мгновения главнокомандующий парадом суверенитетов? Его голос прорезался в канун референдума, буквально за несколько часов до голосования, когда он выступил по каналу российского телевидения. Более двух миллионов избирателей, которым с утра предстояло отправиться на избирательные пункты, затаив дыхание, приготовились слушать, что скажет Ельцин. И он стал призывать народ республики отступиться от того, к чему призывал вчера, – отказаться от волеизъявления, а если голосовать, то отрицательно. Через час по местному телеканалу выступил Шаймиев и призвал население республики к другому – использовать желанный исторический шанс, заявить о своих даже не политических, а естественных человеческих притязаниях под крышей общего российского дома жить по своим канонам, соответствующим народному духу, национальным традициям. Надо не губить единую и неделимую Россию, а сделать ее еще более могучей, которая бы не отталкивала от себя, а привлекала разумным державным устройством, высокой организацией народного бытия. Кому поверят люди, за кем пойдет народ?


Референдум состоялся, как и выборы президентов Татарстана и России. За Шаймиева голосовали, а стопки ельцинских бюллетеней остались невостребованными, как жесткие народные санкции за отступничество, двойные политические стандарты.


Татар в республике половина населения, а за суверенитет высказались более 60 процентов избирателей. Развеяв миф о национальном сепаратизме, за право и возможность жить своим домом под крышей обновленной России голосовали русские, чуваши, марийцы, удмурты, украинцы, евреи…


История – умелая учительница, уроки которой усваивают даже самые нерадивые ученики. Начался переговорный процесс, проходил он трудно, в спорах за каждый пункт, за каждое слово, за каждую запятую, и тянулся три года. К чести Ельцина, из обструкции, которую ему устроили на референдуме в Татарстане, он извлек урок. Во всяком случае, кажется, стал понимать, что политика – не шулерство ловких наперсточников, обжуливающих доверчивую публику, жаждущую шальных денег, что на игровом политическом поле победу празднуют не прожектеры-авантюристы, а играющие в честные карты.


Наконец, пришли к соглашению, нашли формы, как удовлетворить претензии Татарстана и не допустить урона интересам федерального центра. Пункты и статьи специального договора разграничили полномочия сторон. Татарстан получил привилегию считаться субъектом международного права, самостоятельно вступать в экономические отношения с другими государствами, в том числе и дальнего зарубежья, выбирать собственные тактические варианты достижения общих стратегических целей, самостоятельно решать проблемы национального языка, культуры, образования. В свою очередь республика брала на себя ответственность участвовать в общероссийских программах, исполнять обязательства перед центром. Не по принуждению, не из страха перед державной властью, а по собственной воле, сознавая всю меру долга и ответственности. Вскоре в это заново пошитое договорное платье обрядились едва ли не все субъекты федерации, обнаружив, что новый фасон гораздо удобнее, чем прежний, в нем легче дышать, гораздо эффективнее работать. Вне договорных контактов осталась одна Чечня, что привело к ужасной, до сих пор не прекращающейся войне, к большой народной беде.


С тех пор прошло одиннадцать лет. За эти годы в Татарстане не прогремело ни одного взрывного устройства, не случилось ни одного заказного политического убийства, лад и мир в большом интернациональном доме республики может служить для мирового сообщества хрестоматийным уроком борьбы территорий за свои политические интересы, экономические права, нравственные ценности исключительно конституционными приемами.


***


На страницах журнала – не праздничные восхваления, а исследование практики региона, как республика распорядилась предоставленной ей свободой, не просто сколько “проглотила”, а в каких объемах переварила. Скоротечны праздники, но вечно продолжаются будни. Не скорописцы журналистского ремесла, а участники преобразований рассказывают о свершениях и новых проблемах в экономике, в социальной сфере, ресурсах более свободного, чем прежде, территориального самоуправления. В конце концов о возрождении России, становлении демократической российской государственности.


В Татарстане идет процесс оздоровления экономики, возрождается жизнь, отличающаяся от прежней большим воодушевлением населения, с горячим азартом энтузиастов-первопроходцев возводящего стены нового дома. В своем доме полы моют чище, чем в общей казарме, стены возводят с большим тщанием, крепче, надежней!


Политические, хозяйственные, нравственные возможности договора далеко не исчерпаны, но потенции этого исторического документа, как могучая развертывающаяся пружина, с каждым отрезком времени действуют сильнее и сильнее.


Вот о чем размышляют, спорят, строят планы, мечтают авторы журнальных публикаций, участники созидательного процесса преобразований.


Президент республики Минтимер Шаймиев: “Наша задача – превратить Татарстан в регион европейского уровня. Нам предоставлено право жить по-своему и действовать самостоятельно. Через пятнадцать месяцев после подписания договора в промышленности Татарстана обозначился подъем. По итогам 2000 года республика вышла на четвертое место в стране по объемам промышленного производства и на второе – по продукции сельского хозяйства.


Зачем возвращаться к старой, в сущности, колониальной схеме? На мой взгляд, это политика вчерашнего дня. На таком фундаменте, из которого вываливаются краеугольные камни, сильную Федерацию не построить. Мы не разрушаем, а строим.


Созидая свое будущее, Татарстан не представляет его вне Российской Федерации”.


Председатель Государственного Совета республики Фарид Мухаметшин: “На первом этапе демократических преобразований нет необходимости ломать вертикаль органов государственной власти. Пока законодательно не распределены полномочия и (что самое главное) не создана экономическая база, нет смысла поднимать уровень местного самоуправления (точнее, его видимости) до городов и районов. Но это не значит, что мы стоим в стороне от этого дела. Уже несколько лет в Татарстане отрабатывается модель местного самоуправления на уровне сел и поселков”.


Премьер-министр республики Рустам Минниханов: “Богатство развитых стран строится не на обилии ресурсов, а на умении экономно расходовать. Это образ жизни. Бережное отношение решительно ко всему, вплоть до отходов, составляет основу психологии населения. Мы не бедные – мы расточительные. Энергосбережение должно стать философией хозяйствования на уровне как крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, так и каждой семьи”.


Пенсионер села Соколка Мамадышского района Павел Забаев: “Получить в деревне такое городское удобство, как газ, – большая радость. По правде говоря, мне и сейчас еще не верится, что уже можно обходиться без дров, не запасать их на зиму целую гору. По существу, газ спасает наше село от медленного, но верного запустения”. (Уровень газификации домов в сельской местности республики в этом году достигнет 90 процентов. – Ред.)


Генеральный директор ОАО “Татнефть” Шафагат Тахаутдинов: ” Мы сохраняем ведущие позиции в нефтяном бизнесе России благодаря стратегическому курсу на поддержание и даже увеличение объемов нефтедобычи в Республике Татарстан. Нам удалось шагнуть за отметку 27 миллионов тонн, а нынче рассчитываем получить более 28 миллионов тонн “черного золота”.


Вот такие резервы смелой, предприимчивой работы, народной энергии, всеобщего энтузиазма, рожденных преобразованиями не только в экономике, а прежде всего в политической сфере, в отказе от приемов административно-директивной системы. Крепкий дом строится не окриком, а держится согласием, заботой его хозяев.


***


Эпоха Ельцина кончилась, на календаре время Путина. В приемах правления новой Администрации обозначились другие приоритеты – диктатура вертикали власти, избавление от чересполосицы местных законов, приведение их к общему знаменателю. Однако возникает множество вопросов, точнее серьезных проблем.


Во-первых, стратегию укрепления ничем не ограниченной вертикали власти вряд ли можно принять как новую. Скорее наоборот. Страницы истории стран и народов, в том числе многонациональной России, – это нескончаемые войны центральной власти с местными притязаниями, увы, написаны они не словами ласки и привета, а кровавыми чернилами. Причем кровь проливали и победители и побежденные.


Во-вторых, нельзя не считаться с объективными условиями существования уникальной страны, где множество вер и наречий. По каким законам жить, в какие святыни верить? Во всякой империи лад и согласие установятся только тогда, когда каждый, и великий и малый, народы под общей державной крышей станут жить своим домом, чтить национальные обычаи, держаться родной речи, петь свои песни. Гибкая государственная система должна учитывать все нюансы исторического наследия, национальные нравы, религиозные верования всех наций и языков, проживающих на пространствах общей страны, какими бы малыми они ни были. Наводя бровь, не выколоть бы глаз! Условия Камчатки и Дальнего Востока отличаются от условий кавказских республик, центральной части страны. Поэтому при державном законотворчестве следовало бы помнить правило, что для большой страны нет ничего опаснее, как пытаться на все разработать общие регламенты.


Предполагаемая практика управления страной по единым федеральным канонам (за этим следят Конституционный суд, большая прокурорская рать, аппарат федеральных генерал-губернаторов) не только лишит регионы хотя бы небольшой квоты свобод, но и покончит со стимулами предприимчивости, инициативы, выгод местного самоуправления.


Президент Путин в интервью “Комсомольской правде” сделал попытку снять напряжение, заявив, что в его стратегии главное – “чтобы жители национальных республик чувствовали, что они имеют возможность для национального развития в составе Федерации”. Хочется приветствовать это заявление, но опыт советует воздержаться. Вчерашние демократы, еще недавно рвавшие путы тоталитарного режима, вдруг перерядились в непоколебимых государственников, в сторонников “жесткой руки”, единых порядков. Приводятся доводы, что договорная практика была востребована историей лишь на краткий взрывоопасный период времени, что договора для того и существуют, чтобы, когда понадобится, от них отказаться…


Печатное слово – как семя, которое на благодатной почве вознаграждает пахаря урожаем, в мертвых песках пустыни не дает даже всходов. На трудных, не помеченных на лоциях маршрутах нынешних преобразований дорого каждое пожелание, высказанное и вослед ушедшему каравану, и произнесенное в начале пути.


Журнал “Российская Федерация сегодня” – издание Федерального Собрания РФ – всесторонне исследовал опыт и проблемы становления молодой российской государственности в Татарстане. Семь лет реформы многие российские регионы носят платье, скроенное по лекалам Ельцина и Шаймиева. Однако оказалось, что его фасоны не вписываются в нынешнее конституционное поле и стали главной причиной конфликтов между “вертикалями” и “горизонталями” власти, споров, столкновения мнений, политических разногласий. Хочется верить, что исследуемые журналом конкретные примеры преобразований на пространствах одного российского региона попадут на благодатное поле умного законотворчества, помогут депутатам, читателям журнала, разработать новые нормы межнациональных отношений, которые станут эффективным инструментом строительства новой российской государственности.


Марсель ЗАРИПОВ.
Журналист, писатель, лауреат Государственной премии РТ имени Г.Тукая.


Обзор постоянного автора газеты “Республика Татарстан” М.Зарипова, в свое время ее бывшего собкора по нефтяным районам, печатается в канун его семидесятилетнего юбилея. Журналисты редакции желают своему коллеге неутомимого пера, здоровья, новых публикаций. Поздравляем!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще