Рузалия, дарящая красоту

Нет, наверное, такого человека в Елабуге, который не пришел бы в эти дни взглянуть на старую площадь.

Нет, наверное, такого человека в Елабуге, который не пришел бы в эти дни взглянуть на старую площадь. Десять разновидностей деревьев и кустарника экзотических пород выстроились по краям сочно-зеленых газонов, как солдаты самой дисциплинированной армии. Такой ухоженный вид площадь в Елабуге, пожалуй, никогда не имела. Там еще далеко не все работы завершены, но и то, что есть, впечатляет.


Понятно, что инициатор этих перемен – администрация города. А вот кто исполнитель? Впрочем, это не один человек, здесь поработала целая бригада. И наш рассказ о ее руководителе, ландшафтном архитекторе из Москвы Рузалии Денисовой, получившей приглашение в Елабугу через казанскую фирму “Аир-дизайн”.


Можно по-разному относиться к астрологии и астрологам, но случается, что их предсказания удивительным образом сбываются. О родившейся 9 мая 1962 года девочке Рузалии один знаток зодиакальных знаков сказал: “Это будет человек истины. Человек, сердцем и умом которого движет никогда не обманывающая интуиция”. Звезды за это благодарить или что-то другое, но Рузалия Вакиловна Денисова действительно, образно говоря, и “третий глаз” имеет, и сердцу своему доверяет. Случалось, она и события предвидела, и через свои сны узнавала о бедах ближних… И ничего мистического в этом для нее нет.


– Просто надо уметь прислушиваться к себе. А вот мы не всегда умеем познать себя, – говорит она. – Главное в жизни – любовь. Я живу только любовью. К растениям, животным, людям, к себе, наконец. Если любишь, то перед тобой будто двери открываются – нет ни преград, ни враждебности. Истина тоже там, где любовь. Ее можно выстрадать только любовью.


Я слушала ее и готова была потихонечку ущипнуть себя: тут ли я, в начале третьего тысячелетия? Сегодня даже в провинции о любви говорить стесняются, все больше об инвестициях, кредитах… А она – москвичка, красивая, преуспевающая, и вдруг – такая искренность!


Но потом я увидела, как она общается с цветами и деревьями – как с разумными существами! На нашей елабужской площади она склонилась к одному, чуть подвявшему деревцу и стала что-то тихо-тихо говорить. Колдовала? Да нет, оказывается, просто попросила не подводить ее, не чахнуть… Цветы отвечают ей распустившимися бутонами, зеленью веток. Живой ауре природы чужды фальшь и показуха, а Рузалия купается в этой ауре, она сама похожа на экзотическое растение. Вот откуда эта искренность.


– Везде, где я бываю, выполняя заказы, оставляю частицу своей души. И тут, у вас, тоже. Я полюбила этот уголок, – признается Рузалия. И добавляет:


– Вообще, татарстанская земля для меня – это самое дорогое, что есть на свете. Люблю свою нацию, язык. Приезжаю в Казань к родителям и прошу: “Мама, говори со мной по-татарски!”


Заниматься ландшафтной архитектурой Рузалия начала в Казани. На всероссийской выставке цветов ее проект – газон недалеко от Казанского цирка, где представлено 450 видов цветов, – завоевал медаль. Со всего Союза приобретала семена, продумывала дизайн, и получилось живое произведение искусства. А кто в Казани не видел фонтаны на Булаке, цветники-рисунки около оперного театра, цветочные часы? Правда, имя автора этих проектов мало кто знает. А вот Минтимер Шарипович Шаймиев в свое время поинтересовался и запомнил почерк архитектора Денисовой. И вот однажды…


… До приезда в Татарстан высокого гостя оставались считанные дни, а вид резиденции, которую оформила к этому важному визиту одна турецкая фирма, Шаймиеву не понравился. “Пригласите Розу”, – коротко сказал он. Через два дня Рузалия Вакиловна позвонила из Москвы Минтимеру Шариповичу и попросила самолет: все необходимое она везла с собой, в том числе живые цветы, а на дворе – минус тридцать… К приезду высокого гостя резиденция преобразилась. “Где Роза, там всегда красиво!” – сказал Шаймиев.


Помнится, еще в юности, после поездки в Будапешт, потрясенная увиденным, она спрашивала себя: “Почему наша Казань не может иметь такие же ярко освещенные, ухоженные улицы? Почему вокруг нас все так тускло, серо?..” И вот, став ландшафтным архитектором, она потихоньку начала воплощать свои идеи.


– Я мечтала об освещении Казанского Кремля, и это осуществилось. Считаю себя и основательницей пешеходной улицы Баумана, – перечисляет Рузалия. – Цветники в сочетании с гранитными глыбами – теперь они по всей Казани. Реконструкция ипподрома с оживившими его пирамидальными тополями, на которых я настояла…


А сегодня моя мечта – проект реконструкции территории Черного озера. В прошлые времена это было увеселительное место, здесь катались, играли. Гуляли с детьми. Почему бы не возродить эту традицию? Можно сделать не хуже, чем в Дисней-лэнде. Наши дети достойны этого!


Переехав в Москву, к мужу, Рузалия как будто еще больше полюбила родные места. Поездки в Татарстан стали для нее своего рода праздниками.


– Замечательно, что теперь и в Елабуге стали понимать значение ландшафтной архитектуры, – говорит она, – искать свой стиль, который бы подчеркнул своеобразие этого старинного города и вместе с тем соответствовал бы европейскому уровню культуры.


Мы беседовали на скамейке с краю газона, устланного ярким зеленым ковром. Лепестками молоденьких саженцев играл прохладный осенний ветер. Жаль, что эта красота скоро покроется снегом, подумалось мне. Но ведь весна придет опять, и в Елабуге теперь ее будут ждать с особым нетерпением.


М. ЛАРИНА.
Елабуга.

+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
Еще