Светописец Юрий Филимонов

Из всех казанских фотографов Юра Филимонов, пожалуй, самый молчаливый.

Из всех казанских фотографов Юра Филимонов, пожалуй, самый молчаливый. На шумных вернисажах фотоклуба “Тасма” стоит себе в сторонке, громких речей не произносит. Больше слушает да усмехается в свои пшеничные усы. Но если уж берет слово, то затихают самые говорливые – из уважения и почтения. Не потому только, что фотографии он верно служит уже более сорока лет. А потому, что без его снимков трудно себе представить многочисленные книги, фотоальбомы, тематические буклеты, календари-ежегодники и другие изоиздания “Идел-Пресса”, в которых, как в историческом зеркале, отражается многоликая жизнь республики.


Юрий Филимонов.– Сам не пойму, как я оказался в “большой фотографии”, – признается фотомастер. – В 1979 году издательству обкома КПСС срочно потребовался фотограф. Пригласили на собеседование и меня. Показываю работы, о себе рассказываю. Директор издательства терпеливо слушает, а потом спрашивает.


– А слайды можешь делать?


– Конечно, могу, – отвечаю я и чувствую, что краснею от стыда: ни одного слайда до этого я не снимал и не проявлял. Но на работу меня взяли.


Конечно же, были на то веские основания. За плечами Юрия Филимонова были и жизненный опыт, и солидная фотографическая практика. В десять лет он помогал отцу, формовщику Казанского 22-го завода, проявлять пленки и печатать фотокарточки для семейного альбома. В пятом классе собственным “Любителем” снял свой первый “портрет” – одноклассника Толю Колюжного на дереве. После школы работал токарем, прибористом, а потом надолго связал свою судьбу с ОКБ “Спортавиация”. Сам летал, катапультировался, осваивал технику бортового кинофотооператора-испытателя. В это же время вместе с друзьями-планеристами увлекся горным туризмом.


Снимал Кавказ, Забайкалье, побывал на мысе Челюскина. Для одновременной съемки фотоаппаратом и кинокамерой изобрел штатив, который упирался в основание рюкзака и сохранял равновесие при передвижении по горным тропам. Так стихийно родилась первая его фотосерия “Горы”, которая была замечена на очередной фотовыставке “Тасмы”.


Однако свое фотографическое прозрение Юра связывает с другим случаем из жизни:


– Поехали мы с другом в Крым на своих мотоциклах. Отдыхаем, загораем, фотографируем. Однажды приходим с купанья, а фотоаппарата нет. Украли!..


И тут я понял, что без фотокамеры жить не могу. На первую же получку купил “Зенит”. С объективом “Индустар-50”. Камера была зеркальная, и у меня как бы открылись глаза. Я почувствовал свет! Видимо, уроки фотоклуба “Волга”, который был настоящей школой для многих известных фотографов Казани, пошли впрок. Я увидел кадр и понял, как надо снимать.


Теперь Филимонову уже не хотелось подражать Саше Семенову или Володе Зотову. У него появились свои “Березки” и свои “Портреты”. Ему стал ближе стиль, который исповедовали тасмовцы Александр Тамбулов и Борис Давыдов.


– Мне хотелось не только писать светом. Мне хотелось “хаоса”, вернее, динамизма в кадре, разрушения традиционной композиции, присущей работам живописцев. Но и от живописания я отойти боялся, так как считал себя пейзажистом, – говорит о себе Юра Филимонов. И очень сожалеет о том, что нет фотоклуба при Национальном музее, канули в Лету фотоклубы при дворцах культуры и фотостудии при домах творчества. Давно уже нет школьных фотокружков, а надежды на возрождение Казанского фотографического общества, открытого в 1895 году, призрачны…


Как коллега по ремеслу, искренне завидую Юре Филимонову.


Не каждому фотографу посчастливилось увидеть Казань с высоты птичьего полета. Филимонов же фотографировал город с вертолета и раннею весною, и в разгар осени, и знойным летом и даже зимою.


Эти панорамные фотографии украсили его авторский фотоальбом “Казань”, недавно вышедший из печати. Широки и величавы просторы Волги и Казанки, многоцветны виды Казанского Кремля, площади Саид-Галиева, Кремлевской улицы и многих других заветных уголков Казани. Фотографии эти многие оформляют в рамы и любуются ими как произведениями искусства.


Для газетной публикации Юра Филимонов отобрал с десяток жанровых фотографий и портретов. “Это чтобы не думали, что я зациклился на пейзаже”, – в шутку говорит мастер. И вправду великолепны портрет дирижера Натана Рахлина и жанровый снимок с Беллой Ахмадуллиной во время встречи с читателями в московском Доме книги.


Известному светописцу “Тасмы”, фотографу “Идел-Пресса” Юрию Филимонову ровно шестьдесят.


Добра и света тебе, художник!



Юрий ФРОЛОВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще