Ожившая легенда

Под занавес сезона театр им.

Под занавес сезона театр им. М. Джалиля показал премьеру – балет Леонида Любовского на либретто Рената Хариса “Сказание о Йусуфе”.


Событие это значительное и радостное, ибо давно уже мы не видели новых балетов композиторов Татарстана. А нынешняя премьера стала возможна благодаря творческому содружеству авторов балета и театра с балетмейстерами из Санкт-Петербурга – прославленным хореографом, лауреатом Государственной премии России Николаем Боярчиковым и его учеником, заслуженным деятелем искусств России Георгием Ковтуном. В постановке также участвовали заслуженный работник культуры Украины Андрей Злобин, автор сценографии спектакля, и художник по костюмам, внучка знаменитого театрального художника Александра Бенуа – Анна Ипатьева. Музыкальный руководитель постановки – главный дирижер театра Игорь Лацанич.


Премьера состоялась 25 июня. На ней присутствовали вице-премьер Зиля Валеева, заместитель Председателя Госсовета РТ Роберт Миннуллин и другие почетные гости.


– Уникальность этой постановки в том, – сказала во вступительном слове к премьере музыковед Гузель Сайфуллина, – что авторы обратились к теме, которая занимает исключительное место в духовном наследии всего человечества. Сказание о Йусуфе, или Иосифе Прекрасном, запечатлено в Ветхом Завете и Коране. Оно нашло воплощение во многих художественных произведениях как на Западе, так и на Востоке. Особое отношение к этому сюжету и в Татарстане. В течение столетий представления татарского народа о нравственных ценностях было связано с поэмой “Кысса-и Йусуф” – “Сказание о Йусуфе” основоположника булгаро-татарской литературы Кул Гали. Балет создан по мотивам этой поэмы.


Зрители, до отказа заполнившие в этот вечер театр, очень тепло встретили новую работу нашей труппы. Особый успех выпал на долю исполнителей главных партий, и в первую очередь Нурлана Канетова, создавшего впечатляющий образ Йусуфа. Пройдя через многие испытания, горе и страдания – предательство братьев, фараона, которого он вылечил, и прекрасной Зулейхи, не простившей ему отсутствие взаимности, Йусуф остался самим собой, не пал духом.


Творческой удачей стал и образ Зулейхи в исполнении Елены Костровой. Запоминаются Рифат Абульханов в партии Йакуба – отца Йусуфа, Денис Молчанов в партии Фараона, а также коллективный образ братьев Йусуфа, неистовых в своей злобе на него за то, что отец предпочел отдать ему “плащ первородства”. Очень интересно решены образы Жуков-Скарабеев, властителей людских судеб и ангелов-хранителей Йусуфа, в исполнении Б.Смагулова и Т.Вдовичевой. Чудесен был и египетский танец в исполнении самых юных участников спектакля – учащихся хореографического училища. Наконец, впечатляет финальная сцена спектакля – пронзительно-щемящая музыка последнего монолога Йусуфа и его уход в Вечность…


Говорят создатели и участники спектакля


Леонид ЛЮБОВСКИЙ, композитор:


– Меня привлекла теплая образная атмосфера, присущая поэме Кул Гали. Но из многих ее сюжетных линий мы остановились на судьбе Йусуфа – избранника Бога, пророка, отторгаемого обществом. Это балет о зависти, предательстве и красоте, которая спасет мир.


Пять лет напряженной работы позади. Я доволен, хотя и не считаю ее полностью завершенной. На сцене состоялось главное – разговор о духовности. Очень хочется, чтобы, посмотрев этот балет, люди смогли подняться над обыденностью, стать чище, порядочнее.


Николай БОЯРЧИКОВ, балетмейстер-постановщик:


– Я давно хотел сделать спектакль на этот сюжет, имеющий общемировое значение, с великим композитором Альфредом Шнитке. Правда, за основу я собирался взять роман Томаса Манна. Но из-за болезни композитора и его отъезда из СССР этого не произошло. И когда Леонид Любовский, узнав о моем желании, предложил поставить такой балет в Казани, но уже на основе красивой народной легенды, я с радостью согласился.


Музыка Любовского достаточно сложная, ее очень трудно выразить языком пластики. Это смог сделать, благодаря своему таланту и необузданной фантазии, Георгий Анатольевич Ковтун (к сожалению, из-за болезни я не смог работать как хореограф на последнем этапе).


У вас замечательная труппа. Мне очень нравятся оба Йусуфа – Нурлан Канетов и Артем Белов. Они совершенно разные, но в этом и прелесть. Замечательны и обе Зулейхи. В Лене Щегловой покоряет ее мастерство, а в Лене Костровой – подкупающая искренность. И совершенно фантастичен в образе Фараона Денис Молчанов.


Совместная работа над этим балетом убеждает, что если наши творческие контакты будут продолжаться, это пойдет на пользу и Казани, и Петербургу, и искусству вообще.


Нурлан КАНЕТОВ, танцовщик:


– Я с большим интересом работал над партией Йусуфа. Этот образ для меня совершенно новый и по пластике, и по музыке. Трудно объяснить, что во мне происходит, когда я слышу ее, но она находит отзвук в моей душе. И особенно мне нравится мой последний монолог, очень чувственный, хочется купаться в этой мелодии. Но поначалу было очень трудно, и только сейчас я начинаю входить в этот образ. И тело привыкает к необычной хореографии балета-модерн, и мозги совсем по-другому работают.


Наталья САДОВСКАЯ, балетный критик (Москва):


– Я хочу поздравить мой любимый казанский театр с этой премьерой. В его биографии это первое столь значительное современное полотно. Спектакль масштабный, очень романтичный, красивый. Я восхищена виртуозной работой мастеров театральных цехов – бутафоров, костюмеров. А какие роскошные декорации!


Есть у меня и пожелания. К сожалению, в балете отсутствует музыкальная драматургия, а в самой музыке хотелось бы побольше мелодики. Необходимо также убрать сценические и музыкальные длинноты в первом и втором актах – они тормозят действие. А финал с раскаянием Зулейхи и уходом Йусуфа изумительный. И в целом получился очень эффектный спектакль, который наводит на размышления о жизни, ее подлинных, непреходящих ценностях. Это спектакль, который хочется смотреть вновь и вновь.


На снимках: сцены из премьерного спектакля.
Фото Руслана Бушкова.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще