Татарстан и ЮНЕСКО. Проблема взаимоотношений этих двух субъектов исторического творчества на повестку дня встала не случайно и не сегодня. Но самое значительное их сближение произошло в процессе реализации программы ЮНЕСКО “На пути к культуре мира”.
Три года совместной работы позволили не только снять существовавшие барьеры на пути растущего взаимоинтереса и выработать контактные механизмы, но и создать платформу для долговременной программы сотрудничества. Четыре международных научных форума под эгидой ЮНЕСКО; создание первого в мире Института культуры мира; включение Казанского Кремля в Реестр памятников, охраняемых ЮНЕСКО, а также внесение в список “ожидания” таких исторических памятников, как Булгары и Свияжск; фактическая предрешенность вопроса о получении Казанью статуса “Город культуры мира” и, наконец, “золотой звездный дождь”, посыпавшийся на Татарстан (награждение Представительством ЮНЕСКО в РФ по итогам Международного года культуры мира Золотой медалью “Пальмовая ветвь мира” 8 городов, регионов, вузов и предприятий республики) – вот лишь некоторые примеры признания де-факто Татарстана со стороны ЮНЕСКО в качестве своего будущего стратегического партнера. В этом контексте состоявшийся в начале июня 2001 года визит официальной делегации Татарстана в ЮНЕСКО под руководством Президента Республики Татарстан М.Ш.Шамиева был обусловлен готовностью и желанием обеих сторон.
Никаким спонтанным “блицкригом”, тем более провинциальным “покорением” Парижа или “Алсу-сабантуем” он не мог быть и не стал. Будучи подготовленной логикой и вызовами рубежного времени, акция “Татарстан в ЮНЕСКО” стала формой завершения целой этапной полосы взаимоизучения, за которой открывается полоса стратегического партнерства.
Такое событие по ряду признаков, несомненно, можно отнести к интеллектуальным явлениям прорывного характера и масштаба.
Почему?
Во-первых, потому, что в частно-локальной инициативе “Татарстан в ЮНЕСКО” отражается суть глобальной регионализации стран и всего мира, “регионального ренессанса”, в ходе которого на арену мирового социального творчества выходят все новые и новые субъекты исторического действия, задвинутые или сброшенные когда-то локомотивом Времени с большой исторической дороги человечества: народы, регионы, субцивилизации. Так, если в начале XX века в мировом сообществе насчитывалось чуть более 80 государств и около 1,5 тысячи наций, то к концу XX века только членами ООН являются 188 государств, а наций в мире почти три тысячи. Во второй половине XXI века ожидается увеличение государств мира до отметки 400, а наций – до 4 тысяч. Пробудившиеся от исторической “спячки” субъекты активно взялись за поиск источников самосохранения, саморазвития и поиск собственного места на общемировом небосклоне. Но в отличие от “дряхлых” индустриальных держав, главным приоритетом которых были и остаются экономика и финансы, молодые, новые актеры исторического действия ищут ресурсы для своего прорыва в области культуры, духовности, интеллектуальности. Их действия в этом направлении вызвали к жизни феномен всеобщего поворота народов к своему историческому прошлому, к своим истокам-корням.
Вот с чем связан рост интереса регионов мира к ЮНЕСКО, выступающей не только общепланетарным интеллектуальным Домом, крупнейшей международной научно-образовательной и культурно-гуманитарной организацией, ресурсы и возможности которой постоянно растут, но и являющейся одним из самых привлекательных учреждений с точки зрения соблюдения и защиты общечеловеческих этико-нравственных норм и ценностей. ЮНЕСКО генерирует идеи, инициативы, мысли-озарения глобального масштаба и значения. Бывший генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр остроумно назвал ЮНЕСКО “думающей головой Организации Объединенных Наций”. И это действительно так. Поэтому быть партнером и единомышленником ЮНЕСКО престижно для людей страны, для любого региона и политического деятеля.
В России, будущее которой определяется степенью регионализации, ее превращением в “Россию регионов” по типу “Европа регионов”, желание “взять” ЮНЕСКО, понятно, растет. После примера, поданного Президентом страны В.В.Путиным, который после посещения штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже сразу же принял генерального директора К. Мацууру у себя в Кремле, российские регионы встали в “очередь” для “штурма” ЮНЕСКО. Но все дотатарстанские “походы”, предпринятые Москвой (Ю.Лужковым), Санкт-Петебургом (В.Яковлевым), Красноярским краем (А. Лебедем), носили частно-ознакомительный характер. У них отсутствовали навыки и уроки “приготовительного класса”, не было достаточно проработанной концептуальной основы.
На этом фоне ощущалась необходимость выработки приемлемой для всех схемы взаимодействий “регионы-ЮНЕСКО”. Шаймиевский визит в Париж и дал искомую схему. Но его прорывной статус определяется не только этим. Речь идет о том, что тем самым была создана модель взаимодействия с ЮНЕСКО для всех других регионов мира. При этом нельзя забывать и то, что “татарстанская модель” будет полезна не только регионам мира, но и самой ЮНЕСКО, которая на рубеже тысячелетий меняет парадигму своей деятельности, меняет свою ориентацию, переводя свое внимание (а стало быть и ресурсы) с федеральных (центральных) структур на регионы непосредственно, туда, где “делается” жизнь народов, реализуются все планы и проекты ЮНЕСКО.
Во-вторых, международное значение татарстанской модели партнерства с ЮНЕСКО состоит и в том, что главной ее философской завязью, стержнево-концептуальной основой является идея, связанная с решением исходно-глобальной проблемы человечества, идеей обеспечения перехода от “культуры” войны к культуре мира, согласия и диалога цивилизаций.
Учиться жить вместе (другой земли нам никто не отвёл) – задача глобального масштаба, если учесть, что человечество не может позволить себе не только новых мировых войн, но и бесконечных региональных конфликтов. Эти конфликты, как раны на живом теле, обессиливают весь мировой организм, на их лечение уходят не только колоссальные средства. Поиск виновного отравляет сознание и самочувствие миллионов людей.
Использование угроз, войны и насилия для разрешения конфликтов вместо диалога и переговоров в современном стремительно меняющемся многообразном и взаимозависимом мире свидетельствует о неспособности многих обществ и их лидеров приноровиться к переменам и новым реалиям. Разрешение конфликтов с применением силы ведёт к региональной и глобальной дестабилизации мира, свидетельствует о стремлении навязать давно устаревшие модели экономического, социального и культурного развития, о сохранении культурных традиций, оправдывающих насильственное поведение. Хлёстко и язвительно в народе называют такие модели поведения “Сила есть – ума не надо”. На вес золота в сегодняшнем мире традиции миролюбия и добрососедства, толерантности и умеренности. Компромиссное поведение требует мудрости, осторожности и ответственности, умения соизмерять цену потерь и обретений в выборе средств для достижения цели.
Вот почему переход от “культуры” войны к культуре мира, по определению ООН и ЮНЕСКО, стал приоритетной задачей мирового сообщества в ХХI веке.
И здесь Татарстан может преподать миру убедительный пример подобного моделирования как организации внутренней жизни общества на основе обеспечения политической стабильности и межконфессионального согласия, диалога культур, народов и цивилизаций, так и разрешения конфликтов, в том числе и региональных. Модель Татарстана привлекает внимание и интерес многих. К её осмыслению и обсуждению обращаются многие исследователи и реальные политики. Бесспорно, перевод этого интереса на уровень ЮНЕСКО означал бы признание её значимости мировым сообществом.
Высокий интерес на всех уровнях ЮНЕСКО вызывают многие инициативы Татарстана. Эффективную программу международного признания Казани разработала команда мэра города К.Ш.Исхакова. Так, после двухлетней совместной проработки, наконец, во время акции “Татарстан в ЮНЕСКО” было принято решение о проведении в Казани в 2002 году исторической “встречи” двух суперцивилизаций в форме первого международного гуманитарного форума “Европа-Азия: диалог культур, народов и цивилизаций во имя мира и прогресса”. Международная значимость этого межконтинентального проекта определяется множеством факторов. Сейчас на волнующий всех вопрос – что можно противопоставить агрессивному духу и практике межэтнической и межконфессиональной нетерпимости и насилия – мировое сообщество отвечает: культуру мира, диалог цивилизаций. Другой дороги не найти. Это ясно каждому думающему человеку. Через взаимное влияние и взаимное проникновение культур на протяжении веков и тысячелетий происходило взаимообогащение культур, из которых складывалась уникальная мозаика человеческой цивилизации. Казани есть что рассказать об этом, ведь традиции межэтнического и межконфессионального миросогласия, толерантности, приоритета рациональности и компромиссов перед безрассудной агрессивностью складывались здесь веками, они стали важной частью духовности и менталитета живущих здесь народов. Уникальный опыт выстраивания новых демократических федеративных отношений на основе равноправия и компромисса демонстрирует Татарстан и сегодня.
Важно, чтобы форум стал не просто продолжением череды международных конференций, конгрессов и форумов по аналогичной проблематике, прошедших под эгидой ЮНЕСКО в 90-е годы. В нем, безусловно, должны присутствовать те философские и практические наработки, которые появились с опытом реализации идеи культуры мира в последние годы.
Если идея форума “Европа – Азия: диалог цивилизаций”, выдвинутая нами и подхваченная ЮНЕСКО, получит поддержку и пройдёт под патронажем генерального директора ЮНЕСКО и Президента РТ, она соберет в Казани лидеров государств, парламентов и правительств, известных в мире политологов и учёных, общественных и религиозных деятелей, писателей, художников и журналистов, озабоченных варварством, агрессивной нетерпимостью, представляющих реальную угрозу человечеству.
Вполне возможно поднять уровень дискуссий и качество принятых на форуме документов на такую высоту, которая позволит, может быть, говорить о “духе Казани”, как когда-то говорили, например, о “духе Хельсинки”.
Значение и резонанс этого международного форума могут быть многократно усилены, если удастся продемонстрировать на практике, так сказать, в “лабораторном” исполнении возможность достижения согласия о путях развития человечества в XXI веке его участниками – представителями разных цивилизаций, носителями разных менталитетов и исторического опыта своих народов.
В то время, как дебаты основаны на знании, диалог служит поиску и совместному выявлению истины. Если дискуссии состоят из ответов-противопоставлений ответам оппонента, диалог учит задавать вопросы. Дискуссия приносит победу или поражение, диалог учит тому, как делить единое для всех достояние. Диалог учит нас тому, как сегодня формулировать новые вопросы и пытаться отвечать на них. Именно в этом нуждаются все народы мира.
Межцивилизационный диалог – это то, чем будет заниматься ЮНЕСКО в ближайшие годы, развивая и реализуя свои миростроительные функции, продолжая начатую программой “На пути к культуре мира” работу. Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура именно это направление считает наиболее актуальным для мирового сообщества. Желая перевести идею диалога цивилизаций из плоскости “благих пожеланий” в проблему каждодневной работы каждого из нас, он задает всем нам вопрос:
“Строительство мира во всём мире – это дело каждого из нас… Объединим наши усилия во имя мира. Кстати, а что вы намерены сделать для этого сегодня?”
Одним из самых перспективных направлений сотрудничества как всех регионов мира, так и Татарстана с ЮНЕСКО, бесспорно, является образование, особенно поиск путей решения проблемы высшей школы, проблемы обучения и воспитания молодёжи. Именно в этих сферах, прежде всего, реализует свои цели и функции ЮНЕСКО, созданная в 1945 году как Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Спустя более чем 50 лет после своего основания – в ноябре 1997 года, на 29-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была вновь единодушно подтверждена её приверженность приоритетам подготовки к жизни готовой к вызовам эпохи молодёжи, способной сохранить и приумножить ценности человеческой цивилизаций, – была принята Декларация об ответственности нынешних поколений перед будущим.
В последние годы заметно усилилась активность мирового сообщества под эгидой ЮНЕСКО в обсуждении проблем и судеб высшего образования в современном мире, в организации масштабных аналитических исследований его состояния и перспектив в привлечении ресурсов для реализации новых идей, проведения экспериментов. Это связано с потребностями преодоления мирового кризиса образования, охватившего весь мир и продолжающегося уже несколько десятилетий, приведения его в соответствие с требованиями современности. ЮНЕСКО провела за последние годы 5 международных региональных конференций в Гаване (1996 год), Дакаре (1997), Токио (1997), Палермо (1997), Бейруте (1998). Огромный резонанс в вузовской среде вызвали материалы и решения всемирной конференции ЮНЕСКО по высшему образованию (Париж, октябрь 1998 года) “Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры”, на которой были рассмотрены стратегические направления деятельности высшей школы. В этом всемирном поиске Казань как крупный вузовский центр могла бы найти своё достойное место. Стремясь осуществить “образовательную революцию” и создать “образовательное общество” взамен “индустриального”, западные страны и Япония торопятся решать вопросы всеобщего высшего образования в первые десятилетия XXI века. Российские же власти, к сожалению, выносят “за скобки” своего интереса эти проблемы, уходят от сотрудничества с соответствующими структурами ЮНЕСКО, чем обуславливают неизбежность нарастания драматического отставания России от Запада в ближайшие годы.
Как считает ректор Казанского финансово-экономического института, председатель совета ректоров РТ Н.Г. Хайруллин, новые условия и новые надежды, связанные с международным сотрудничеством, требуют новых и более эффективных подходов. Сотрудничество вузов с ЮНЕСКО открывает хорошую перспективу для участия в международных акциях, программах, проектах, приобщения к мировым инновационным процессам, развёртывающимся в сфере образования. В 1991 году на своей 26-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО приняла решение начать осуществление программы кафедр УНИТВИН/ЮНЕСКО, целью которой является усиление академического сотрудничества и поддержка высших учебных заведений в развивающихся странах, а также в Центральной и Восточной Европе.
В деятельности ЮНЕСКО есть такие направления и формы работы, которые весьма интересны российским вузам. Так, Генеральная конференция ЮНЕСКО ещё в 1993 году приняла международную рекомендацию о признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании. В течение двух последних десятилетий подписаны и действуют пять региональных конвенций о признании учебных курсов, дипломов и учёных степеней в области высшего образования: с Латинской Америкой и Карибским бассейном, арабскими государствами, европейским регионом, африканскими государствами, а также Азией и районами Тихого океана. Таким образом, существуют глобальные рамки для рассмотрения вопросов академического сотрудничества, которые позволяют российским вузам выйти на новые уровни взаимодействия с ЮНЕСКО. Разве Татарстан не мог бы инициировать подписание подобного договора с Россией?
Таковы лишь некоторые соображения, связанные с задачей содержательного “наполнения” татарстанской модели партнерства с ЮНЕСКО, основы которой были заложены в ходе акции “Татарстан в ЮНЕСКО”.
Сегодня в Казани стартует ответная акция – “ЮНЕСКО в Татарстане”, которая осуществляется под руководством заместителя генерального директора ЮНЕСКО Мунира Бушенаки. А это означает, что “мост” “Татарстан – ЮНЕСКО” сдан в эксплуатацию и начал функционировать. И опыт, накопленный на этом пути, несомненно, будет иметь не только локальное, но и общемировое значение. Вот почему так важно, чтобы процесс движения по этому мосту был двухсторонним и как можно больше народов, культур и цивилизаций встречалось на нем.
Энгель ТАГИРОВ.
Профессор КФЭИ, ректор Института культуры мира.