Поиск формулы согласия: опыт и уроки

Ключевой тенденцией современности, исход которой предопределяет будущность мировой цивилизации, является формирование нового миропорядка, базовой ценностью которого будут приверженность к миру, единству, созидательному сотрудничеству; обретение способности использовать накопленный человечеством опыт строительства общего цивилизованного Дома.

Ключевой тенденцией современности, исход которой предопределяет будущность мировой цивилизации, является формирование нового миропорядка, базовой ценностью которого будут приверженность к миру, единству, созидательному сотрудничеству; обретение способности использовать накопленный человечеством опыт строительства общего цивилизованного Дома. Вся история человечества с ее прорывами и поворотами, даже откатами и остановками – от родо-племенных форм до государств-империй и континентальных сообществ типа общеевропейского Дома – есть не что иное, как процесс постоянного сближения и интеграции людей, овладения ими наукой и искусством совместного поиска ответов на вызовы времени.


Переход на платформу философии всечеловеческого единства, при бережном сохранении многообразия форм жизни народов, стран и цивилизаций, переход от “культуры” войны и насилия к культуре мира и согласия не является ни отдаленной утопией, ни вопросом выбора. Он является следующей и неизбежной стадией процесса эволюции общества, к которому подводят как весь опыт исторического прошлого, так и реалии сегодняшнего дня. Этот переход имеет силу объективного закона прогресса. Альтернативой ему является лишь саморазрушение основ матрицы общечеловеческой цивилизации, которое, начавшись с поэтапного угасания регионально-национальных форм культуры, может перейти во всеобъемлющую катастрофу бездуховности и “озверения”. На этом всеобщем фоне необходимость введения в жизненный оборот исторического опыта, как малого, национального, так и всеобщего, глобального масштаба, выработки технологии сожительства, установления доверия, обеспечения согласия и единства в решении жизненно важных вопросов взаимоотношений между людьми, народами, их культурами, религиями, системами ценностей, между всем их укладом и образом жизни приобретает форму повелительного императива.


Вот в каком контексте есть смысл подойти к оценке значения недавно увидевшего свет капитального труда – книги “Республика Татарстан: новейшая история”, выполненного, что принципиально важно, в уникальном сотворчестве политика и журналиста, в котором каждый из авторов имеет свою систему профессиональных и ценностных координат.


Такой подход определяется тем, что книга обобщает не только современный опыт взаимоотношений двух исторических субъектов – Татарстана и России, но и вносит новое слово в вопрос об общности, неразделенности исторических судеб двух народов – татар и русских. Он конституирует некий всеобщий модуль решения извечно и всемирно важной проблемы – поиска формулы согласия между центром и регионами и строительства на этой основе более совершенных форм государственности.


Можно поспорить по поводу структуры книги, смешения в ней многих жанровых начал – она действительно не вмещается в “прокрустово ложе” классических монографий. Предметом критики могут стать степень аргументации авторских выводов и их претензия на истину; найдутся оппоненты и по определению характера направленности, предназначенности книги. Но трудно, пожалуй, даже невозможно будет оспаривать ее своевременность, востребованность и научную новизну, так же как честность и смелость ее авторов-составителей Фарида Мухаметшина и Любови Агеевой.


Книга “Республика Татарстан: новейшая история” – это историческая монография нового поколения, где хроника событий “времени великих перемен”, опирающаяся на мощный фундамент исторических источников, переплетается и совмещается с аналитикой на уровне серьезных научных размышлений. В книгу “вкраплены” под рубрикой “Так делалась история” мемуарные фрагменты, авторами которых являются такие крупные политические фигуры, как Минтимер Шаймиев, Мухаммат Сабиров, Фарид Мухаметшин и другие, отрывки из цикла статей профессора Калифорнийского университета (США) Эдварда Уокера под названием “Собака, которая не лаяла: Татарстан и асимметричный федерализм в России”. Вся эта лавина материала отнюдь не напоминает “окрошку”, а производит впечатление удивительно цельного монолита, она хорошо организована хронологически и сопровождается авторской схемой ее понимания, которая выполняет роль интеллектуального “цемента”, склеивающего многочисленные и разножанровые фрагменты, куски и кусочки в единый ряд событий, создающих широкую и захватывающую панораму.


Оригинальность замысла книги состоит в том, что рассчитанная прежде всего на широкого читателя, она приглашает его в увлекательное путешествие в прошлое, в котором авторы-составители взяли на себя роль объективного и беспристрастного экскурсовода, предоставив читателям самим делать выводы и давать оценки. В целом обещание совершить увлекательное путешествие успешно выполнено. Авторы, оказавшиеся на острие самих исторических событий и политических дискуссий о суверенитете Татарстана, в самом центре принятия политических решений, сумели не просто освежить в памяти известные всем события, но и преподнести их под таким неожиданно новым углом зрения, что даже профессиональному историку многое написанное в этой книге пришлось вновь открыть для себя и понять иначе, чем это виделось и понималось раньше. Читатель ощущает масштабность и глубину происходящего на небольшой сравнительно со всем человечеством “исторической площадке” одного региона. Через призму событий, развернувшихся в Татарстане в начале 90-х годов, просматриваются и прослеживаются основные тенденции современного мира, определившиеся на рубеже веков: возрастание роли регионов, опасность этнополитических конфликтов на фоне нерешенности социально-экономических, политических и культурных проблем, императивное значение факторов компромисса, диалога и политического урегулирования этнополитических противоречий и др.


Авторы книги правы в том, что можно по-разному относиться к историческому опыту развития государственности Татарстана, к договорной практике взаимоотношений центра и регионов, к понятию “суверенитет”, но нельзя перечеркнуть или забыть десять лет истории – они принадлежат уже не только Татарстану. Невиданный взлет национального самосознания и духовности, романтических надежд на возрождение родины и понимание реалий, очерчивающих уровни и пределы ответственности за судьбу народа Татарстана, за судьбу России и, может быть, всего мира, – эта дилемма придавала событиям первой половины 90-х годов в Татарстане особо драматический характер.


Традиции добрососедства и приоритеты межнационального согласия, неприятие насилия, веротерпимость, комплиментарность и способность к диалогу – характерные черты менталитета татар и других народов, веками живущих вместе на урало-поволжском “мосту”, на историческом перекрестке материков и цивилизаций. Видимо, эти бесценные особенности их образа жизни, национального характера и культуры определили в самые критические моменты окончательный выбор, помогли проявить политическую осторожность и гибкость, выработать оптимальный механизм взаимоотношений Республики Татарстан с федеральным центром в сложнейшей ситуации новейшей истории, который больше всего известен как “татарстанская модель”.


Наверняка политическое руководство Татарстана не знало, что оно, опережая время, уже действует в рамках тех правил и принципов культуры ненасильственного разрешения конфликтов, которые позднее будут концептуально оформлены и обоснованы под названием “культура мира” в масштабную международную программу, инициированную ЮНЕСКО, а в 1998 году принятую ООН в качестве программы на XXI век. Вопрос поставлен таким образом, что если человечество научится разрешать конфликты политическими, а не военными методами, то у него есть шанс сохранить себя и обеспечить социальный прогресс и развитие.


Сейчас, когда Программа культуры мира развернута как на общемировом, на федеральном, так и на республиканском уровне, когда подведены итоги Международного года культуры мира в 2000 году, одним из аргументов в пользу реальности идеи покончить с “культурой” войны является опыт Татарстана, о котором и пишут авторы-составители рецензируемой книги. Этот опыт, по оценке ЮНЕСКО, имеет международное значение, ибо не только передает другим народам нечто важное, но и укрепляет надежду на то, что идеи культуры мира не так фантастичны, как это кажется многим.


Продолжая давать хотя и весьма эскизную характеристику книги как исторического сочинения нового поколения, необходимо отметить то, что она является продуктом междисциплинарного подхода, включения в исторический анализ ресурсов многих смежных гуманитарных наук. Такой подход не только усилил историчность исследования, но и предопределил его комплексность, всесторонность. Особую силу авторским научным позициям придает умение владеть инструментариями таких молодых отраслей отечественного обществознания, как социология, политология и конфликтология. Пожалуй, именно это позволило им уйти от “первородного греха” исторической науки – чрезмерного увлечения всеобщностью в ущерб конкретике. В книге “Республика Татарстан: новейшая история” за панорамностью, за масштабностью описываемых событий не потерян Человек – главное действующее лицо истории. Это подтверждается постоянным обращением авторов к мнению людей весьма широкого социального спектра, представляющих почти все основные срезы и страты общества. Весьма эффективным является прием введения в процесс исторического исследования результатов социологических опросов простого населения (часто прямо на улице). Это дает авторам возможность подчеркнуть огромный разброс мнений, часто полярных, сложность и драматизм ситуации, в которой нарастает число конфликтогенных факторов. Этим усиливается эффект достоверности книги: честности и непредвзятости ее авторов хочется верить.


Всегда сложной методологической проблемой в исторических исследованиях выступает работа по сбору достаточного объема и введению в оборот конкретных фактов. В данном случае в книге, о которой идет речь, главным ее героем является его величество исторический факт.


Фарид Мухаметшин, автор нескольких книг по истории Татарстана, в том числе итоговой “Республика Татарстан. Особенности социально-политического развития на рубеже веков”, утверждает, что факты – объективны, тогда как их интерпретация – субъективна. Именно этим он объясняет акцент на особое внимание к историческим первоисточникам в подготовке данного издания. Хотя факты и упрямая вещь, но их можно “притянуть”, ими можно манипулировать, их можно фальсифицировать. Этого, к счастью, не произошло. Работу авторов с историческими фактами можно считать в целом безупречной: в их подборе присутствует высокий научный профессионализм, чувство меры, наконец, просто хороший вкус.


Правда, этого не скажешь по поводу работы с персоналиями. Может быть, об этом стоит сказать особо, ибо предстоит работа еще и над вторым томом издания. Во-первых, авторам здесь явно отказывает чувство меры. Одни и те же лица в разных ипостасях переходят с одной страницы на другую. Во-вторых, целый ряд знаковых фигур по каким-то причинам – хочется верить, что случайным, – остался, как говорят, “за кадром”. Так, не показана фигура Василия Лихачева, вклад которого в формирование правовой базы суверенитета Татарстана общепризнан. Практически не представлены ключевые фигуры, вошедшие в анналы новейшей истории Татарстана в период сложнейших переговоров с Россией. Слабо показан регионально-низовой “отряд” борцов за суверенитет: нет социального портрета ни одного из глав администраций, активистов районного и поселкового масштаба. Не показана в конкретных образах и действиях самоотверженная и многогранная деятельность научной общественности, вузовской и творческой интеллигенции, которая предлагала свои варианты вывода общества из сложнейших, а порой тупиковых ситуаций. Выпало из поля зрения целое направление инициативной просветительской деятельности мастеров “интеллектуального цеха” – лекторов, пропагандистов, докладчиков, проведение сотен встреч, бесед, дискуссий, “круглых столов”, конференций в самых отдаленных уголках республики. Так, например, только в период проведения референдума о государственном суверенитете Татарстана этот “отряд быстрого идеологического реагирования” “высаживался” почти в 20 районах республики. Часто их интеллектуальный потенциал усиливался участием глав администраций, руководителей предприятий, школ, учреждений. Совсем не случайно именно тогда, в тот самый критический исторический момент, нам удалось не только преодолеть идеологический вакуум, образовавшийся в обществе после развала СССР и КПСС, но и сформировать нашу искомую объединительную национальную идею. Просветительско-идеологический фактор сыграл огромное значение в ситуации выбора, каждым из нас и всем народом, своей позиции и линии поведения. Думаю, решающую роль в поддержке населением идеи суверенитета сыграли не бушующие на площадях митинги и даже не парламентские “бои”, а мудрость народа, высокий уровень его сознательности. В идейно-психологической и нравственной подготовке народа к трудностям и сложностям поворотного момента, в “раскачке” его пассионарной энергии неоценимую роль сыграл Всемирный конгресс татар. К сожалению, деятельность этого общественного, коллективного органа “склеивания” и единения нации, превратившегося, в отличие от ультралевых и национал-радикальных организаций, в “мотор” ее духовности, также выпала из поля зрения авторов.


Книга “Республика Татарстан: новейшая история” по-настоящему полемична. Авторы-составители не только не боятся рисковать, обнажая самые больные нервы социальных и идейных противоречий, но, по-видимому, наоборот – заинтересованы в этом и делают это с удовольствием. Здесь опять проявляется высокая социологическая культура, профессиональное владение социолого-аналитическим методом. В сборнике определено все многообразие точек зрения о будущем как России, так и Татарстана, причем приведены мнения как официальные, так и неофициальные. Здесь – позиции партий, общественно-политических движений, депутатских групп, трудовых коллективов.


Вместе с тем, думается, при том соотношении сил, какое было в Татарстане, огромную роль сыграл так называемый “русский фактор”. Характерен в этом плане вывод Ф.Мухаметшина о том, что вопрос о новом статусе Татарстана был общим делом всего многонационального народа республики: татар, русских, чувашей. С этим выводом трудно спорить. Но “русский фактор” целесообразно было бы обозначить особо.


“Вспоминая разом всю цепочку событий последних 12 лет, видишь, – пишет в предисловии к книге Ф.Мухаметшин, – как очень часто история делала повороты не под воздействием каких-то объективных факторов, а под влиянием субъективных обстоятельств, в соответствии с желанием конкретных людей. Тем не менее есть уроки истории, которые можно учитывать, строя новую жизнь, есть ошибки, которых можно избежать. Сейчас самое время вернуться к тем событиям, почувствовать их дыхание, вспомнить, с чего все начиналось, чтобы не ошибиться на новом этапе развития Российской Федерации”.


Действительно, книга представляет собой драгоценную россыпь опыта, состоящую как из интеллектуальных озарений, так и досадных ошибок, потерь и обретений двух народов, намерившихся сменить трассу своего цивилизованного развития и вместе выйти на новую дорогу совместного исторического творчества. В книге дается ответ на извечные для нашей страны вопросы: куда идет Россия, кем и чем будет Россия? По мнению авторов, она будет единым демократическим, цивилизационным Домом для всех населяющих ее народов. Оценивая историческую роль Татарстана в выборе Россией вектора дальнейшего исторического движения на рубеже веков и тысячелетий, авторы подводят читателя книги к справедливому выводу о том, что реализация “татарстанской модели” урегулирования конфликтов федерального центра и регионов обеспечила политическую стабильность, гражданский мир, межнациональное и межконфессиональное согласие – уберегла, сохранила Россию как единую и великую державу. Татарстан поставил Россию на рельсы федеративного развития. Теперь уже никто и ничто не сдвинет ее с этого пути. Федерализм – естественное и единственное средство самосохранения и саморазвития страны, уникальной как по своим географическим масштабам, так и по уровню ресурсного потенциала (природно-сырьевого, интеллектуального, экономического…), а также по богатству этноконфессионального и культурно-цивилизационного наполнения. В ней представлены почти 200 наций, все мировые религии, культуры и цивилизации. Такая страна просто “обречена” на совместное проживание в одном федеративном Доме, привлекательном для всех ее народов. Исторические судьбы народов России слитны и неразделимы.


“Сильные регионы и развитые нации – процветающая страна”. Значимость этой оптимистической формулы, являющейся лейтмотивом всей книги, трудно переоценить.


Исторический выбор народа Татарстана, сделанный в начале 90-х годов, фиксирует внимание людей планеты на самом главном: гармонично соединить разнонаправленные процессы и тенденции “регионального ренессанса”, роста национального сознания, возвращения народов к своим культурно-историческим корням и истокам и их потребность в единении и интеграции возможно лишь на базе цивилизованного и демократического жизнеустройства, отказа от насилия и унитаризма, на базе приоритета ценностей стабильности и согласия. Только тогда XXI век не повторит ХХ века.


Открывая книгу, мы видим на фотографии внимательный, философско-критический взгляд маленькой девочки на этот пришедший к ней неспокойный и тревожный мир. В этом взгляде – настороженность и укор по поводу сохраняющейся разделенности людей, народов, континентов. Закрываем книгу на более светлой и радужной ноте: на фотографии малыш, демонстрирующий естественную целесообразность и необходимость соединенного образа жизни. Вот тут нас и осеняет мысль: а может, действительно разделенность существования человечества уже является историческим анахронизмом?


Энгель ТАГИРОВ.
Профессор КФЭИ, президент Международной
гуманитарной академии “Европа-Азия”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще