То, что нынешний юбилей Габдуллы Тукая отмечается в первом году нового столетия, накладывает свой отпечаток на наши суждения о поэте, его поэзии и ее месте в татарской литературе. Дело в том, что теперь нам приходится размышлять об этой личности с высоты наступившего века. Речь идет об оценке творческого наследия поэта на основе современных, весьма отличных от прежних лет идейно-эстетических позиций.
Прежде всего необходимо несколько иначе, чем в прошлые годы, трактовать общественно-идеологические взгляды поэта. Как известно, вопрос этот в советское время рассматривался преимущественно с классовых позиций, и потому Тукая называли то социал-демократом, то революционным демократом, то крестьянским поэтом.
Теперь же при незакомплексованности взгляда на его наследие очевидно, что названные определения имели мало общего с подлинным Тукаем, который на самом деле стоял на широкой национально-демократической платформе. Эта позиция поэта отчасти объяснялась тем, что он выступил прямым наследником и продолжателем миссии просветителей ХIХ столетия, возглавлявших тогда борьбу за возрождение татарской нации в новых исторических условиях. Вслед за своими предшественниками Тукай решающими и даже судьбоносными факторами в этой борьбе считал просвещение и литературу. Другими словами, наряду с поэтическим творчеством он активно участвовал в национальном образовательном процессе, в частности, выступая по данному вопросу в печати и издавая учебники-хрестоматии для школ и медресе.
Что касается его поэтического творчества, то здесь Тукай придерживался в основном просветительских идей и идеалов, главенствовавших в татарской литературе начала ХХ века.
Сильное просветительское начало в творчестве Тукая одновременно указывает на необходимость рассматривать его поэзию в преемственной связи с литературой прошлого, чего не хватало нам раньше, ибо литературное наследие татарских просветителей долгое время недооценивалось.
Приверженность татарских писателей просветительским идеалам в начале революционного для России ХХ века, очевидно, обусловлена тем, что они были на стороне не революционного, а ненасильственного, эволюционного способа или метода сохранения и развития нации. Вот почему и национальное своеобразие татарской литературы было связано с ее просветительско-демократическим и гуманистическим духом.
Будучи одним из наиболее активных носителей этого духа родной литературы, Тукай в своем творчестве заботился прежде всего о духовно-нравственном здоровье нации. Для этого он высвечивал в своих произведениях болевые моменты в жизни татарского народа, вылечив которые, можно было бы, по его мнению, добиться духовного оздоровления нации. Такая гуманистическая устремленность творчества Тукая, в конечном счете, впитывалась национальной идеей татар, основанной на развитии нации путем нравственного очищения и самосовершенствования.
Опора поэта на духовность в решении исторических судеб нации была обусловлена также воздействием на него идеологии ислама. Правда, в прежние годы Тукая упорно пытались представлять атеистом, резко бичевавшим религию. При этом опирались на его отдельные произведения, в частности на сатирические стихи “Ишан” и “Паразитам”. Иными словами, из критического отношения поэта к тем муллам и ишанам, которые не справлялись со своими обязанностями или же использовали свой сан и религию в корыстных целях, выводили вообще его отношение к исламу.
На самом же деле отношение Тукая к исламу было типичным для людей того времени, когда религиозное учение лежало в основе национального бытия и идеологии. Он был верующим человеком, что видно из его стихов, которые в прежние годы не включались в собрания его сочинений. И это понятно: если бы эти стихи были обнародованы, то сразу пришлось бы отказаться от утверждений об атеизме поэта.
Как видно из этих стихов, которые постепенно становятся достоянием читателей, Тукая больше всего интересовали непреходящие духовные ценности ислама. И прежде всего в воспитательных целях. Так, в некоторых стихах, обращенных к детям, он называет Всевышнего творцом всего сущего в мире (“Мать и дитя”, “Работа”) и советует во всем опираться на Аллаха (“Аллах”). Тукай и сам в счастливые и горестные дни своей жизни мысленно обращается к Нему. Так, говоря о своей любви к родной деревне, свое чувство он мотивирует и тем, что там впервые прочитал аяты из Корана, узнал о пророке Мухаммеде, о том, как трудно ему жилось. Считая ислам источником духовной силы и крепости, Тукай в стихотворении “Впечатление” пишет о том, что в самые трудные и даже трагические минуты жизни он обычно прочитывает чудесную суру из Корана и ему тут же становится легче. С другой стороны, в стихотворении “Несбывшаяся надежда” поэт свою жизненную трагедию связывает с волей Всевышнего, с тем, что хотя Он и создавал его с радостью, но создал чуждым этому миру. Наконец, в стихотворении “Гению” Тукай представляет Аллаха идеалом, который и отдельному человеку, и всему человечеству указывает путь в прекрасное будущее.
Что же было подлинной причиной жизненной трагедии Тукая? Как известно, в прежние годы принято было представлять его жертвой бесчеловечного буржуазного строя. Теперь же, когда стало возможным поближе ознакомиться с реальной судьбой Тукая и суждениями хорошо знавших его современников, перед нами вырисовывается несколько иная картина. Наиболее ясно и жестко высказался по данному поводу Г. Исхаки. Так, в статье “Национальная трагедия”, называя Тукая бесценным даром природы татарскому народу,
Г. Исхаки пишет о том, что поэту не были созданы необходимые для полной реализации этого дара условия. Тут автор статьи имеет в виду прежде всего условия лично-житейского характера. Так, он считал, что для развития таланта необходимо, чтобы обладатель его в детстве был окружен материнской заботой и лаской. А в молодости он должен, как Меджнун, гореть в огне любви.
Но Тукай от рождения был лишен всего этого. Ему была уготована другая судьба, которую
Г. Исхаки описывает так: “Он рос, жил и умер сиротой. Он жил и умер одиноким. Габдуллу убили лишенность душевной теплоты, отсутствие татарской девушки, которая бы по-настоящему полюбила его, обращаясь к нему не “Габдулла эфенди Тукаев”, а просто – “Габдулла”. Иными словами, судьбу Тукая Г. Исхаки представлял печальным следствием трагического противоречия между идеалом и реальной жизнью.
Но как бы то ни было, Тукай вместе с нами вступает в ХХI век как одна из знаковых фигур минувшего столетия. Его наследие устремлено в будущее, ибо пронизано непреходящим национальным духом, заботой об исторических судьбах родного народа.
Флюн МУСИН.
Профессор.