На днях на Казанской студии кинохроники прошла региональная творческая конференция, посвящённая предстоящему сорокалетию киностудии. Мастера документального кино из Новосибирска и Москвы привезли на суд коллег свои лучшие фильмы, созданные в последнее десятилетие.
В девяностые годы российское документальное кино, брошенное, как и весь отечественный кинематограф, на произвол судьбы, должно было умереть. Но, понимая трагическую невосполнимость потери кинохроники, отдельные творческие личности сделали все от них зависящее, чтобы это искусство не было принесено в жертву нашей же собственной недальновидности.
Их часто спрашивают: зачем нужно дорогостоящее плёночное кино, если появилось более оперативное, маневренное и менее затратное видео? Всё равно фильмы большого экрана смотрят в основном по телевизору… Но точно так же можно спросить: а зачем нужны книги, театр, да и вообще живая природа, если всё это можно заменить компьютерной версией? А кроме того, видеокассета через десять лет превращается в никому не нужный хлам, тогда как киноплёнка и через сто лет остается бесценным документальным свидетельством. К примеру, четыре из двенадцати фильмов, показанных в рамках творческой конференции, включают в себя кадры старой кинохроники.
Кинолента режиссёра Андрея Осипова и сценариста Одельши Агишева “Голоса” – абсолютно документальное и удивительно поэтичное повествование о Максимилиане Волошине, его коктебельских гостях, в том числе и непрошеных, о том, наконец, как оставаться человеком во времена гражданских смут и революций. Здесь впервые главную роль играют звуки, голоса, создающие атмосферу высокохудожественной подлинности.
Фильм “Et cetera” (“И так далее”. – лат.) – режиссёр Андрей Осипов, сценарист Ирина Семашко – это философский взгляд на войны, через которые прошла Россия в двадцатом веке, начиная с русско-японской и кончая нынешней чеченской… В этом фильме многие кадры из далёкого прошлого становятся откровением для нас, ныне живущих. (Обе киноленты – призёры международных конкурсов и фестивалей.) А как бы в продолжение темы – “Чеченский гамбит” (режиссер Сергей Басенков, автор сценария Ирина Семашко), который предлагает взглянуть на контртеррористическую акцию в Чечне глазами разных людей – чеченской учительницы, российских солдат, пленного боевика и т.д.
Московская студия “Риск” представила ленту “Хочется петь” режиссера Марины Разбежкиной, хорошо известной многим казанцам. Признаюсь честно, я этот фильм не поняла, то ли из-за нагромождения символов, то ли из-за невнятной драматургии и моего старомодного пристрастия к форме, которая мне показалась в этом фильме чересчур аморфной и потому не убедительной.
Для фильмов Западно-Сибирской киностудии характерно вдумчиво-неспешное вглядывание в современного россиянина и попытка понять… К примеру, почему бесспорно талантливый шестилетний мальчик в окружении добрых взрослых не научился ни одному полезному делу, но мастерски убивает “всех, кто летает” и неимоверно старательно поёт полублатные шлягеры (“Полёт шмеля”, реж. Юрий Шиллер).
“Брызги шампанского” (реж. Валерий Соломин) – это десять лет из жизни молодого зека, неоднократно убегавшего из заключения и снова добровольно возвращавшегося за колючую проволоку, потому что нигде больше его не ждут.
“Сочинение о Родине” – новая работа режиссёра Сергея Седова – трагический и смешной фильм о сибирской деревне. В чём разница между фермером и бедствующими колхозниками? Что мешает их сотрудничеству? И наконец, что думают об этом противостоянии… дети?
Из фильмов казанской студии наибольшее эмоциональное впечатление произвёл на меня “Дорогой Дед Мороз…” – дебют режиссёра Людмилы Зуевой о жизни подростков в исправительно-трудовой колонии.
“Кто же я?” (режиссёр Эдмас Утяганов) – художественно-документальное киноповествование о драматической судьбе Мирсаида Султангалиева, пытавшегося соединить революцию и национальное достоинство. Эту же тему развивает Харис Фахрутдинов в фильме “Иман”, размышляя о нравственном здоровье своей нации. Жаль только, что этот фильм пока недоступен русскоязычному зрителю.
Хотелось бы рассказать обо всех новых фильмах Казанской студии кинохроники, но, думаю, все же лучше, если казанцы не упустят возможности их увидеть, причем на большом экране. Такие просмотры для всех желающих решено теперь регулярно устраивать на самой киностудии.
С. КОЛИНА.