Среди гостей только что завершившегося в Казани Первого международного конкурса молодых артистов балета, было много балетных критиков. Думается, после того, как улягутся их впечатления о восьми конкурсных днях, наполненных до предела просмотрами, обсуждениями, пресс-конференциями, они еще выскажутся и подробно проанализируют итоги конкурса на страницах центральных и специальных периодических изданий. А сегодня мы предлагаем беседу с московским критиком Александром Максовым, которая состоялась, так сказать, “по горячим следам” конкурса.
– Александр Игоревич, ваши впечатления о конкурсе и особенно о его втором туре: что для вас было привычным и что оказалось внове?
– Второй тур обнажил нашу извечную проблему – отсутствие яркого хореографа в современной пластике. Хотя я не могу сказать, что мне ничего не понравилось. Однако из того, что понравилось, все уже известно, не было ни одной хореографической композиции, поставленной специально к конкурсу в Казани. Поэтому не случайно приз за лучшую современную хореографию остался невостребованным и не был присужден.
– А кто из лауреатов конкурса произвел на вас самое сильное впечатление?
– Андрей Меркурьев из Санкт-Петербурга и ваш Артем Белов. Конечно, были и другие хорошие исполнители, но эти запомнились особенно.
– Как вы оцениваете организацию конкурса, были ли здесь недочеты, сбои?..
– Сложностей было много. Но это и понятно, ведь конкурс такого масштаба в Казани проходил впервые. Это колоссально сложная организация, глыба, к тому же непредсказуемая. Проблемы возникают на каждом шагу, и каждый раз – новые. Поэтому все предусмотреть, я считаю, просто невозможно.
– Официально объявлено, что следующий конкурс состоится в Казани в 2003 году. Что бы вы пожелали его организаторам, а также молодым артистам балета и их педагогам на предстоящие два года?
– Я с большим интересом следил за ходом нынешнего конкурса, наблюдал за работой педагогов и конкурсантов в классах, не пропустил ни одной пресс-конференции… И в первую очередь хотел бы сказать о том, что меня разочаровало.
Во-первых, многое из того, о чем здесь говорилось – и на пресс-конференциях, и в кулуарах, – я слышу из года в год и везде. Все проблемы балетного театра давно известны, но они никак не решаются. А кроме того, из года в год я вижу одни и те же лица – в жюри, среди педагогов… А где же новое поколение?! Такое впечатление, что мы топчемся на месте.
А будущим и нынешним конкурсантам хотелось бы сказать: конкурс – это не судилище. При всей объективности жюри, все очень относительно и очень субъективно. Любой результат на конкурсе – это лишь показатель состояния артиста на сегодняшний день. А завтра все может быть иначе: тот, кто не прошел во второй тур, окажется выдающимся артистом, и наоборот – солист, получивший золотую медаль, не оправдает ожиданий… Поэтому надо работать, искать и не успокаиваться. Любить искусство в себе, а не себя – в искусстве…
Владимир ГОРШКОВ.