Все, что не было отнято, она отдала театру

25 марта исполняется 100 лет со дня рождения замечательной татарской актрисы Гульсум Камской.

25 марта исполняется 100 лет со дня рождения замечательной татарской актрисы Гульсум Камской. Почти пятьдесят лет отдала она сцене, создав галерею прекрасных женских образов в спектаклях по произведениям татарских драматургов, а также А.Островского, М. Горького…


“Я начала работать в театре в 1919 году, – вспоминала актриса. – В то время мы играли в неделю чуть ли не по три премьеры. Трудно сейчас сказать, что это было: творчество или ремесло? Но я отдала театру все свои силы, посвятила ему всю себя. И о каждой поре жизни вспоминаю с радостью…”


Ярче всего талант Камской проявился в острохарактерных ролях, которые, как известно, редко бывают в спектакле центральными. Но, даже оставаясь на втором плане, актриса буквально несколькими штрихами умела показать характер и судьбу героини. Камская привнесла на сцену жизнь, глубокий реализм и психологизм. Не имея специального образования и больших ролей, она тем не менее встала в один ряд с прославленными мастерами татарской сцены.


А вот личная судьба актрисы сложилась трагично. В 1937 году был репрессирован муж Г.Камской – режиссер Гали Ильясов, а вскоре арестовали и ее саму… Двоих детей, оставшихся без родителей, отправили в разные детдома… Но и после возвращения “оттуда” над Гульсум Камской еще долго довлел ярлык “жены врага народа”. Тем не менее она нашла в себе силы не только жить, одной воспитывать сыновей, но и вернуться на сцену. Вся ее жизнь – это подвиг выживания и пример высокой преданности искусству.


В ближайшее время в Татарском книжном издательстве увидит свет роман Асфана Ильясова, сына Г.Камской, “Святая косточка”, который автор посвятил жизни и светлой памяти матери. Предлагаем вниманию небольшие отрывки из будущей книги.


Крик души

В 43-м, самом лютом году войны, мать обязали после спектаклей, за полночь дежурить у ворот дома. Одна слабая и беззащитная женщина в ночи – что она может сделать, окажись поблизости и впрямь вооруженные бандиты?! Но, зная, что отказ от ночных дежурств чреват для нее увольнением из театра и потерей комнатушки на улице Островского, мать безропотно согласилась. Она вспоминала: “Полночь. Я вышла из нашего темного подъезда на такую же темную улицу, поставила стул у парадного (мы жили во дворе, в пристрое) и огляделась по сторонам. В голову лезли всякие страхи. На улице ни души, но мне все время казалось, что кто-то наблюдает за мной из темноты. Чтобы успокоиться, я старалась думать о чем-нибудь хорошем, например, о том, какая замечательная жизнь наступит после победы… По-моему, я даже немного задремала, как вдруг со стороны Банковской улицы, нынешней Тази Гиззата, послышался крик. Я вздрогнула, и сна как не бывало. Осторожно, из-за двери парадного стала вглядываться в темноту. Крик повторился, причем гораздо ближе, но ничего и никого не было видно. Окончательно убедившись, что кричавший явно движется по направлению к нашему дому, я заметалась и, прихватив стул, спряталась в подъезде. Вскоре показался и обладатель голоса. Он тенью приблизился к нашему парадному и, осмотревшись по сторонам, хотел войти в него. Мне ничего не оставалось, как выйти навстречу. Моя душа была в пятках, хотелось бежать куда глаза глядят, но я, собрав всю волю, преградила путь незнакомцу, крепче вцепившись в спинку стула. Увидев меня, мужчина отшатнулся от неожиданности, взглянул на стул, которым я прикрывалась, как щитом, и зло, истерично вскричал:


– Что тебе нужно? Ну чего ты здесь торчишь? Я первым занял это парадное! О-о-о…


От этого надрывного и бесконечного “О-о-о” у меня снова побежали мурашки по телу. А мужчина тем временем схватился за мой стул и начал тянуть его к себе. Я еще крепче вцепилась в стул с другой стороны, с твердой решимостью не отдавать его. Как ни странно, мне это удалось. Потирая ушибленную стулом ногу, я более внимательно взглянула на незнакомца и поняла, что никакой он не бандит, а, скорее всего, один из эвакуированных. Тогда их было очень много в городе – голодных, без жилья…


– Я из Воронежа, – подтвердил он, как бы прочитав мои мысли. – Хотел здесь переночевать. Я никому не принесу вреда. Только не надо доводить меня до отчаяния! – опять сорвался он на крик. – Я готов на все, больше нет сил…


И мужчина заплакал.


Занимался рассвет. Я подхватила свой стул и молча, не оглядываясь, нырнула в подъезд и через двор пошла в сторону нашего пристроя.


В доме было тихо. Я смотрела на тебя, спящего, и думала: Боже мой, наступит ли предел всеобщему горю, этой бесконечной череде людских бед и страданий”, – завершила мама свой горький рассказ.


Отец

Я долго вертел телеграмму в руке и не мог уразуметь, кто такой Гали. “Встречайте Татарстаном Гали”. Боже мой, неужели это мой отец?!


Спектакль закончился, зрители расходились. Я нашел в театре брата и показал ему телеграмму. Он прочитал и заорал на меня:


– Что же ты молчишь?!


Я опешил:


– А что, я тоже кричать должен? Мать еще не знает…


Мы спустились к ней в


гримуборную. Мать сидела перед зеркалом и снимала грим. И тут брат забуксовал, начал говорить о чем-то постороннем, а телеграмма жгла руки. Наконец я не выдержал:


– Ну что ты тянешь кота за хвост? Покажи телеграмму!


Брат полыхнул на меня взглядом и выронил телеграмму. Пока он наклонялся за ней, мать уже обо всем догадалась:


– От отца? Он едет? Вот тебе, сынок, и “атес”…


Она вспомнила курьезный случай со мной, когда в школьном сочинении вместо “отец” я написал “атес”, так как никогда прежде не писал это слово. Тогда мать торжественно, как клятву, сказала мне: “Он вернется, и ты, сынок, навсегда в своем сердце запишешь правильно и четко – ОТЕЦ!”


Мать медленно вытерла легнином остатки грима и обессиленно положила голову на руки. Мы с братом тоже притихли. Через какое-то время тишина стала мне казаться гнетущей, я заерзал на месте. Брат снова сверкнул на меня глазами. Наверное, я и вправду не чувствовал того, что в тот момент испытывали они. Мать и брат видели отца, хранили его образ, а для меня это был совсем незнакомый человек. Интересно, а что почувствует отец, глядя на двадцатидвухлетнего балбеса, вытянувшегося под метр восемьдесят, которого он помнит полуторагодовалым ребенком?..


Наконец мать подняла голову и, улыбнувшись, сказала:


– Сегодня в театре праздник – наследие Тинчурина вернулось в театр. Для нас же это двойная радость, потому что возвращается ваш отец – Гали Ахсанович Ильясов. Слава Аллаху, я дождалась этого дня!


… Поезд пришел без опоздания. В окне вагона я увидел высокого седого человека.


– Отец, – прошептал брат и кинулся к подножке вагона. Мать внимательно взглянула на меня, будто сравнивая мое лицо с тем, которое мелькнуло в окне. Я взял ее под руку, и мы пошли навстречу нашему долгожданному будущему.


Брат уже тащил чемодан, на боку которого висели какие-то фрукты, а я смотрел на идущего следом человека с усталым лицом. Внутри меня по-прежнему все молчало. Отец как-то дежурно поцеловал мать, похлопал меня по плечу и пожал мою руку, и мы пошли на остановку такси.


Скованность чувствовалась и дома, вся надежда была на застолье. После первой рюмки языки немного развязались, начались воспоминания двадцатилетней давности. Пусть это нескромно, но я ждал разговора о своей персоне. Меня же, казалось, все забыли, словно я и не родился. Наконец мне надоело молча и безучастно сидеть за общим столом, и я решил пойти к соседям, чтобы послушать музыкальную передачу , которую всегда в это время передавали по “Голосу Америки”. Однако и любимый джаз не лез в голову. Мне чего-то не хватало, а чего – я и сам не мог объяснить.


Когда вернулся, отец довольно резко спросил, что я делал у соседей. Я ответил и почувствовал, что он едва сдерживает себя. Мать и брат смотрели на меня осуждающе. Опять же не знаю почему, мне захотелось сказать какую-нибудь дерзость:


– А почему же не послушать, если американскую волну перестали глушить?


Брат, казалось, вот-вот взорвется от злости, а бедная мать тревожно переводила взгляд с отца на меня и опять на него…


– Не ешьте его глазами, оставьте, – глухо сказал отец. – Ведь мы еще толком и не познакомились.


Мать побежала на кухню за горячими перемячами, а брат полез в буфет за бутылкой вина и почему-то долго там копался, хотя вино стояло на виду.


– Ты уже на втором курсе? – отец хотел сказать “Асфан” или “сын”, но не произнес ни того, ни другого. – Я только сейчас понял, какая вечность прошла, – он посмотрел на меня усталыми, близоруко сощуренными глазами. – Мы жили, как на разных планетах. Только на вашей время бежало, а на моей тянулось, как долгая ночь. Впрочем, может, тебе и не нужно этого знать, меньше груза будет за плечами, – сказал он, как бы оборвав свою мысль, и позвал всех к столу.


Но и дальше разговор не клеился. Да, мы и вправду жили на разных планетах, и похожесть их была только в том, что и там, и здесь не было счастья.


Асфан ИЛЬЯСОВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще