Ушедший в историю 2000 год был ознаменован многими яркими событиями. Одно из них – 100-летний юбилей со дня рождения великого татарского композитора Салиха Сайдашева, о творчестве которого, казалось бы, уже все сказано. Однако немногие знают о том, что в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов в Лениногорске жил сын классика – Альфред.
Как-то в редакцию местной газеты пришла женщина.
– Здравствуйте, меня зовут Совка Нонна Петровна, – представилась она. – В молодости я занималась в художественной самодеятельности при клубе имени Маяковского. Была солисткой, и мне приходилось встречаться с сыном Салиха Сайдашева…
Из разговора с Нонной Петровной выяснилось, что Альфред Сайдашев сорок лет назад работал в городе народным судьей. Несмотря на свою “строгую” профессию, он всегда тянулся к музыке и частенько заглядывал на репетиции эстрадного ансамбля. И хотя нотной грамоты, по свидетельству очевидцев, не знал, очень хорошо играл на фортепиано. На слух мог подобрать любую мелодию, без особого труда импровизировал.
Как-то придя на очередную репетицию, Альфред сказал музыкантам: “Послушайте, сегодня я всю ночь не спал и сочинил марш”. Услышанная мелодия очаровала оркестрантов. Тогда руководитель ансамбля Александр Иващенко “положил” музыку на ноты, а позже расписал инструментовку. И на протяжении многих лет каждое публичное выступление эстрадной группы начиналось с марша А.Сайдашева.
Судьба свела меня и с заведующей местной детской библиотекой Г.Н.Генераловой. Ей тоже есть что вспомнить.
– С 1957 по 1961 год, – говорит она, – я училась в городской школе №5. В начальных классах со мной училась дочь Альфреда Сайдашева Светлана. Они жили в доме №11 по проспекту Шашина. Ее мама Вера Петровна преподавала русский язык и литературу и запомнилась мне, как душевный, гостеприимный человек. Мы, дети, обожали ее уроки. Она никогда не повышала голоса, интересно рассказывала о художественных произведениях. Удивлялась ее жизнелюбию, улыбчивости, открытости и подвижности. Будучи зрелой женщиной, она мастерски владела коньками и увлекла этим занятием многих школьников. А вот отца мы побаивались – судья как-никак, должность ответственная.
Галине Никитичне приходилось бывать и в семье Сайдашевых. В их доме всегда царил культ музыки, дети обязательно занимались на инструментах, изучали сольфеджио, посещали детскую музыкальную школу. Юные Светлана и Галина вместе ходили в детскую музыкальную школу, а по вечерам разучивали гаммы и этюды.
Спустя несколько лет Сайдашевы переехали в Казань. Подруги долгое время переписывались. В одном из писем Света сообщала о том, что продолжает занятия в музыкальной школе при консерватории, правда, пианино пришлось поменять на виолончель.
Затем связь оборвалась.
Сайдашевых, к моему удивлению, в городе знают многие представители старшего поколения. Среди них – Анатолий Масленников. В 1957 году свою трудовую биографию он начинал нормировщиком на комбинате промышленных предприятий. Днем – работа, вечером – занятия музыкой. Не только в городе, но и далеко за его пределами гремела слава созданного при клубе им.Маяковского эстрадного оркестра. Да и состав его был серьезным. Все музыканты – личности в округе авторитетные. Известные геологи, нефтяники, врачи, преподаватели музыки.
На память о событиях сорокалетней давности у супругов Анатолия Федоровича и Марии Матвеевны Масленниковых сохранился альбом с пожелтевшими фотографиями. На одной из них запечатлена репетиция оркестра. По свидетельству ветерана, именно на этом фортепиано Альфред Сайдашев впервые исполнил сочиненный им марш.
В.КАЗАЧКОВ.