Борис Трубин: “Тороплюсь высказаться”

Сегодня вечером в БКЗ им.

Сегодня вечером в БКЗ им.С.Сайдашева состоится юбилейный концерт известного композитора Бориса Трубина. Автор нескольких симфоний, оперы “Комендант Бугульмы”, симфонической поэмы “Зоя”, камерно-инструментальной и вокальной музыки, Б.Трубин сегодня представляет важную сторону русской композиторской школы Татарстана. Его творчеству присущи яркая национальная почвенность, образная рельефность, интонационная броскость, четкое ощущение формы.


Бориса Трубин– Борис Николаевич, позвольте вас поздравить с 70-летием и пожелать новых творческих удач. Для начала было бы интересно узнать о ваших родовых корнях.


– Благодарю вас и всех тех, кто в эти дни шлет мне поздравления. А что касается моего происхождения, то я родом из Пензенской области. Мои предки и по отцовской, и по материнской линии так или иначе были связаны с лесом: лесники, столяры, плотники… Этим я объясняю и свою страсть к всевозможным поделкам, правда, меня больше тянет к работе с металлом.


– А к музыке кто-нибудь из родных проявлял интерес?


– Отец. Он играл в духовом оркестре, и вид музицирующего отца до сих пор стоит перед моими глазами.


– Не этот ли момент повлиял на ваш профессиональный выбор?


– Нет, не этот. Самое сильное впечатление детства – это услышанная из репродуктора в годы войны “Ленинградская симфония” Шостаковича (ее название я потом выяснил). В то время по радио в нашем селе передавали только сводки Совинформбюро, а тут радист почему-то не отключил трансляцию, и я услышал совершенно неведомые звучания – играл симфонический оркестр. И еще одно звуковое впечатление детства – голос Левитана. По его первой фразе “Говорит Москва” мы заранее могли определить, какие новости нас ожидают. Это был не просто тембр голоса диктора, это была Интонация времени. Впоследствии в своей Второй симфонии “Реквием”, посвященной женам и матерям, не дождавшимся с войны своих мужей и сыновей, я постарался отразить неповторимую левитановскую интонацию как знак этого тяжелого времени.


– Когда же был сделан окончательный профессиональный выбор?


– В детстве и юности мы, дети военного времени, свое будущее видели не в области искусства. В системе наших профессиональных ценностей на безоговорочно первом месте была защита Отечества. Мы себя видели смелыми летчиками, артиллеристами, морскими капитанами. Свои мечты мы пытались реализовывать уже в годы войны. Так, в моей биографии – побег на фронт, но далее ста километров от дома мне уйти не удалось. Я попытался поступить в школу юнг, но по состоянию зрения пришлось отказаться и от этой “голубой мечты”. Ну а музыку я решительно выбрал лет в пятнадцать, когда меня свозили на концерт классической музыки в Пензу. Я был поражен! До сих пор помню всю программу.


– В становлении музыканта главные вехи – учителя. Кто они в вашей жизни?


– Их было несколько. Это А.С. Турищев в Пензе и мой “казанский триумвират”: Ю.В.Виноградов, Р.М.Яхин и А.С.Леман. Каждый из них – это целый художественный и личностный мир. Каждый по-своему потрясал объемом дарования. Виноградов удивлял широкой эрудицией и профессиональной обстоятельностью. Яхин – необычайным человеческим и музыкальным талантом. Поначалу мы были шокированы его манерой общения. Он играл нам, ученикам, свои новые сочинения и спрашивал при этом: “Ну как?” Яхин был лишен какого-либо педагогического высокомерия и уже тогда видел в нас своих коллег по творческому труду. Когда он уходил из консерватории, я искренне переживал.


– А Леман? Что вы усвоили от него?


– Это был педагог от Бога! Главное, чему он нас научил, это умению слышать, вслушиваться в окружающий мир, воспринимать разные стороны жизни через некие музыкальные образы, видеть во всем Музыку.


– Как вы думаете, достаточно оценен вклад Лемана в музыкальную культуру Татарстана?


– Сейчас рано говорить об этом. Он, конечно, несколько в тени. Отчасти дело в самой его музыке, в которой немало сложного. Возможно, она излишне утонченна, не всегда направлена на конкретные слушательские ожидания. Что касается признания его как педагога, то, может быть, здесь имеет место недостаточная учтивость его учеников.


– Неужели это в природе композиторской профессии: почувствовав себя “мастером”, забывать об учителе?


– Нет, дело не в профессии, просто это показатель какой-то недоученности.


– Я так понимаю, что вы один из тех, для кого имя Лемана свято. Я имею в виду недавно законченную вами Пятую симфонию, посвященную памяти Учителя. “Свежее” сочинение – оно всегда самое дорогое?


– Да, оно действительно для меня много значит. Я семь лет готовился к этой работе. А началось все с поэмы современного американского поэта Джона Брауна “Симфония о России”, которую мне показала в собственном переводе поэтесса Елена Бурундуковская. Это произведение меня покорило. Брауна восхищает российская сила характера, стойкость, непредсказуемость… Моя симфония – это диалог русского композитора с американским поэтом, где дух России показан мной (во всяком случае, мне так хотелось) далеко не только в положительных тонах – через переплетение светлых и мрачных сторон нашей истории и нашего мироощущения.


– Эта симфония будет звучать на юбилейном вечере?


– Да, я надеюсь.


– Можно сказать, что в последнее время вы демонстрируете чудеса творческой плодовитости по сравнению, допустим, с восьмидесятыми годами. С чем это связано?


– Вы это верно заметили. До 90-х годов я писал значительно меньше. Возможно, чувствовал малую востребованность. Леман даже как-то назвал меня “русской недвижимостью”. В последнее десятилетие у меня появилось какое-то новое творческое ощущение – я начал испытывать непередаваемую радость от самого процесса сочинения. И произведения стали создаваться как бы “на одном дыхании”. Раньше такого не было. Оперу “Комендант Бугульмы” я писал десять лет.


– Она до сих пор не поставлена?


– К сожалению, это так. В ее несостоявшейся сценической судьбе сказались некоторые субъективные тенденции недавнего прошлого.


– Может, дело в самом жанре оперы? Тот факт, что композиторы практически перестали писать оперы, свидетельствует не столько о какой-то тенденциозности со стороны театральных деятелей, сколько о некотором несоответствии внутренних законов жанра и потребностей дня сегодняшнего. История профессиональной музыки показывает, что вечных жанров не существует. “Золотой век” оперы позади. Как вы считаете?


– Я думаю, что опера будет существовать, но не в таком архивно-музейном виде, как сегодня. Опера будущего будет включать большой объем сценического действия. Сейчас идет какой-то промежуточный этап. Опера существует в рок-культуре, и ее успеху во многом способствуют зрелищность, энергичность, стремительность действия. Что касается меня, то неудача с моей оперой – отсутствие постановки – на меня сильно подействовала: в оперный театр я не хожу и опер писать больше не буду.


– Симфония оказалась более гостеприимной областью?


– Пожалуй, да. Она позволяет выразить широкую гамму чувств. Я удовлетворен, что за последние годы удалось написать четыре симфонии. Тороплюсь высказаться! И именно в этом очень современном жанре.


– А в чем для вас его современность?


– Самая современная музыка – это тихая музыка. Мне нравится, когда из ничего, из тишины начинают рождаться звучания. В громкой музыке все композиторы одинаковы. В тихой – они проявляют свои индивидуальные черты, если, конечно, таковые имеются.


– Ваша преподавательская работа насчитывает четыре десятка лет. Вы – один из авторитетных педагогов теоретико-композиторского факультета консерватории. Как вы определяете талант будущего композитора, как происходит отбор?


– У меня никогда не было возможности выбирать себе учеников. Мне приходилось иметь дела с “трудными учениками”.


– Рашид Калимуллин, самый известный ваш ученик, тоже был “трудным”?


– Да, вначале с ним было очень непросто. Но в нем привлекали настырность и трудолюбие. Мне вообще не нравится работать со студентами, которые считают себя уже готовыми композиторами. Такие обычно ярко начинают, но быстро гаснут. А те, которые начинают как бы “с нуля”, при условии таланта и трудолюбия, быстро “набирают вес” и часто превращаются в ярких авторов.


– Какое произведение для вас является самим дорогим?


– То, которое напишу!


Беседовал


Александр МАКЛЫГИН.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще