Пленившись магией слова

Имя Лии Закировны Шакировой в научно-педагогическом мире общепризнанно и высокоавторитетно.

Имя Лии Закировны Шакировой в научно-педагогическом мире общепризнанно и высокоавторитетно. Доктор филологических наук, профессор Казанского педагогического университета, за достижения в разработке проблем методики обучения русскому языку в национальной школе она удостоена почетных званий “Заслуженный учитель школы ТАССР”, заслуженного деятеля науки РТ и РФ, избрана действительным членом Академии педагогических и социальных наук РФ. Известна как автор более трехсот научных и публицистических статей, монографий и книг.


К своему призванию педагога-словесника Лия Закировна пришла под влиянием отца – одного из основоположников башкирской письменности, талантливого просветителя и неутомимого организатора народного образования Башкирии. “Авторитет отца в наших глазах был неколебим, ибо он, гармонично сочетая в себе необычайную целеустремленность к постижению знаний, трудолюбие, порядочность, доброту, служил нам нравственным примером во всем, – вспоминает Лия Закировна. – Он считал своим отцовским долгом ненавязчиво и тактично учить нас уму-разуму и тогда, когда мы, его дети, жили уже взрослой самостоятельной жизнью. Помнится, как он откликнулся на мое назначение заместителем декана историко-филологического факультета КГПИ. В своем письме в сентябре 1956 года отец советовал мне: “…держись со спокойным достоинством, все свои поступки и слова тщательно продумывай, будь внимательной ко всем преподавателям…”


Правда, поначалу, когда Лия заканчивала в Уфе среднюю школу, отец хотел видеть дочь в будущем врачом. Она сдала документы в мединститут, испытывая внутреннюю раздвоенность: ее влекло к гуманитарным предметам. Особенно любила русскую литературу, знала наизусть чуть ли не всего “Евгения Онегина”, с удовольствием писала сочинения, иногда по два-три на одну и ту же тему – для себя и подруг… Но, став студенткой мединститута и насилу сдав первый зачет, воспользовалась отъездом отца в командировку и перевелась в пединститут на отделение русского языка и литературы.


Узнав об этом по возвращении, отец нахмурился было, но затем приветливо произнес: “Учительницей русского языка хочешь стать? Что же, желаю тебе на этом нелегком пути терпения, получения всесторонних знаний. Учитель – это, говорят, ваятель человеческих душ…”


Годы учебы в институте совпали с лихолетьем Великой Отечественной войны. Жажда знаний поглощала студентов с головой, заставляя забывать и о холоде в нетопленых аудиториях, и о постоянном чувстве голода. Настоящим чудом было слушать лекции выдающихся ученых, эвакуированных в Уфу. Среди них были известный славист Л. Булаховский, крупный историк профессор О.Трахтенберг и другие.


По совету же отца осенью 1944 года выпускница пединститута Л.Шакирова поехала поступать в аспирантуру при только что созданной Академии педагогических наук РСФСР. И поступила, была зачислена как первая аспирантка по специальности “Методика преподавания русского языка в национальной школе”. Руководителем ее был назначен профессор В.М.Чистяков, а вторым, неофициальным, руководителем стал выдающийся тюрколог, коллега и друг отца Николай Константинович Дмитриев.


Библиотека имени Ленина, аудитории МГУ, где читали лекции выдающиеся лингвисты и литературоведы, и среди них – академик В.В.Виноградов, стали на несколько лет самыми заветными адресами в Москве для Лии Шакировой. Штудирование монографий она сочетала с участием в заседаниях ученых советов сначала в Институте методов обучения АПН, потом в НИИ национальных школ, посещением лекций признанных специалистов в области обучения русскому языку как неродному – Н.Дмитриева, Г.Сердюченко, Ф.Советкина, А.Бойцовой и других.


По окончании аспирантуры Лия Закировна попросила дать ей направление на работу в Казань. И, надо сказать, тут не обошлось без участия отца, который именно здесь в молодости делал свои первые шаги на научном поприще. “Поезжай, доченька, в Казань, не пожалеешь”, – посоветовал он. И вот уже более полувека жизнь ее, научно-педагогическая деятельность связаны с Казанским пединститутом – ныне университетом. В стенах его прошла ступени от кандидата наук на должности ассистента до доктора и профессора, заведующей кафедрой. Работу на кафедре совмещала с преподаванием русского языка в школе, что позволяло наглядно соединять теорию с практикой и нарабатывать богатый материал для дальнейших исследований. С конца 50-х годов Лия Закировна активно участвует в составлении новых программ и учебников русского языка для татарских школ, возглавляя Татарский филиал НИИ АПН РСФСР. Одновременно с избранием завкафедрой института она назначается председателем зонального объединения кафедр русского языка пединститутов Российской Федерации. Это было время активного развития научных основ методики преподавания.


– Организаторский талант Лии Закировны, высокая самоотдача, требовательность к подопечным, научное предвидение сыграли большую роль в превращении кафедры в одну из ведущих вузовских кафедр национальных республик страны, – говорит нынешний ректор Казанского педуниверситета Р.Юсупов. – Придавая огромное значение подготовке высококвалифицированных учителей-русистов, она неустанно направляла усилия кафедры на совершенствование учебного процесса. Опыт кафедры был одобрен Минпросом СССР и рекомендован для всех педвузов. Как заведующая Лия Закировна проявляла действенную заботу о росте своих подопечных, вовлекала коллег в совместную работу по написанию сборников, пособий для учителей.


Наибольшее значение среди научных работ Л.З.Шакировой последних лет имеет, по оценке рецензентов, учителей школ и преподавателей вузов, книга “Основы методики преподавания русского языка в татарской школе”. Значимость ее заключается прежде всего в том, что она, обобщив и синтезировав все, что сделано в области методики преподавания русского языка тюркоязычным народам, вобрала в себя как многолетний плодотворный поиск ее автора, так и опыт учителей-славистов Татарстана.


– Лия Закировна относится к тому типу педагогов, которые не только умеют разглядеть в студенте дарование, но и развить это дарование,- говорит заведующая кафедрой преподавания русского языка в национальной школе профессор Ф.Ахмадуллина.- Под ее руководством около 20 человек стали кандидатами и докторами наук и сегодня работают в разных городах Татарстана, России, СНГ. Широкий научный диапазон, богатство идей, желание и умение щедро делиться знаниями притягивают к ней и учителей школ, и преподавателей вузов.


Завтра у Л.З.Шакировой знаменательный день юбилея. Будут, конечно же, телефонные звонки с поздравлениями многочисленных учеников, телеграммы из многих городов, в том числе от брата из Уфы, чествование коллегами в родном педуниверситете. Когда же отшумит этот завтрашний день, Лия Закировна, утомленная праздничной суетой, наверное, хоть ненадолго захочет побыть одна, наедине со своими мыслями. Раскроет книгу о роде Шакировых на странице, с которой глядит, чуть иронично и добродушно улыбаясь в усы, Закир Шакирович Шакиров. И перечитает собственные строки об отце: “…В судьбе всех нас, нынешних Шакировых, папа занимает особое место. Каждый ощущает присутствие его в своей жизни, ибо именно это ощущение помогало нам выбирать правильные нравственные ориентиры, соотнося свои устремления и поступки с жизненными принципами старших…”


Ш. МАРАТОВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще