Заветы ХХ века

Среди множества проблем, которые век минувший завещал веку наступившему, весьма существенной и злободневной является проблема национальная.

Среди множества проблем, которые век минувший завещал веку наступившему, весьма существенной и злободневной является проблема национальная. На практике, хотим мы того или нет, более многочисленные, а стало быть, более сильные народы постепенно поглощают тех, кто послабее, делая все более проблематичным будущее последних. Тому же способствует и все возрастающее воздействие массовой культуры сильных мира сего на общественно-нравственный облик и мироощущение меньших братьев. Под мощным натиском чаще всего западной массовой культуры через транснациональные и всемогущие СМИ малые народы все больше теряют свои позиции в современном мире.


В этих реалиях возрастает значение национальных духовно-нравственных начал и ценностей, особенно в воспитании будущего народа – его подрастающего поколения. К таковым ценностям относится прежде всего национальное образование. В бюджете РФ на первый год XXI века впервые первым пунктом обозначено образование, и ему предусмотрено выделение средств больше, чем даже на оборону. Это значит, что после длительных и бурных обсуждений состояния образования в России и в политических кругах стали наконец-то осознавать роль данного фактора в жизни государства.


Воистину судьбоносное значение национальное образование имеет для татарского народа, так как другие средства воспитания, скажем, национальная книга, печать, искусство, наука и СМИ из-за ограниченности средств и зоны воздействия явно уступают транснациональным средствам воспитания. Не секрет, что и татарская молодежь сегодня больше подвержена воздействию инонациональных печати, кино, радио и телевидения, искусства, нежели своих средств формирования мировоззрения.


А в самой образовательной системе ныне возрастающее значение придается преподаванию языка и литературы. И Министерство образования Российской Федерации развертывает большую работу, направленную на повышение качества и эффективности преподавания русского языка и литературы. Подтверждением тому станет и предстоящая в феврале в Казани всероссийская научно-практическая конференция по актуальным вопросам изучения русского языка и литературы в средней школе.


Это должно стимулировать и нашу заботу об изучении татарского языка и литературы в школе. Успех тут зависит прежде всего от обеспечения учебного процесса качественной научно-методической литературой и повышения квалификации и профессионального мастерства учителей. В решении этой архиважной задачи ныне очень важна роль дополнительного образования. Ведущим научно-методическим центром такого образования в нашей республике является Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПКРО РТ). Что же касается преподавания татарского языка и литературы, то деятельность института в этой области имеет и общероссийское значение, ибо он занимается повышением знаний учителей названных дисциплин и во многих регионах РФ, где живет татарская диаспора. Как это делается на практике? Для учителей организуются разноуровневые курсы в институте, а для тех, у кого нет возможности приезжать в Казань, проводятся выездные курсы и семинары как в районах и городах республики, так и за пределами ее. Тем более что они находят поддержку у администраций мест компактного проживания татар. Например, недавно губернатор Курганской области обратился к нашему Президенту с просьбой помочь в профессиональной переподготовке тамошних учителей татарского языка и литературы. Естественно, выполнение этой просьбы возложено на ИПКРО РТ.


Сложилось так, что определенная часть учителей татарского языка и литературы в республике, а еще больше за ее пределами, не имеют высшего образования по данным предметам, ибо оканчивали вузы по другим специальностям. В помощь таким учителям был создан спецфакультет, где они получают вузовское образование по татарскому языку и литературе. Госэкзамены свидетельствуют о том, что выпускники факультета, где преподают известные в республике специалисты-филологи, по своим знаниям превосходят выпускников обычных вузов. В настоящее время на спецфаке учатся около 300 учителей из многих городов и районов республики и из ряда регионов РФ.


Школа ныне все больше нуждается в помощи ученых, в данном случае филологов. Как известно, происходящие в нашем обществе глубокие социально-идеологические изменения требуют значительного обновления содержания и формы преподавания в школе прежде всего гуманитарных дисциплин. Если быть более конкретным и взять, к примеру, изучение в школе татарской литературы, то сегодня из-за идеологических перемен ощущается необходимость значительного обновления этого дела. Для этого литературоведы должны отказаться от прежних идеологических установок и изучать историю литературы на подлинно научной основе. Речь идет прежде всего об осмыслении истории татарской литературы на основе принципов историзма, национальной самобытности и национальной идеи.


Такой процесс уже начат. И на курсах повышения квалификации, и на факультете дополнительного образования ИПКРО ныне первостепенное значение придается преподаванию татарской литературы с учетом новых изысканий ученых в этой области. При этом особое внимание уделяется серьезным “белым пятнам”, т.е. произведениям, из-за идеологических соображений долгое время предававшимся забвению, которые на самом деле, оказывается, имеют существенное значение в деле возрождения национальной сути татарской литературы. В более полном раскрытии национального своеобразия татарской литературы теперь возрастает значение осмысления ее жанровой и стилевой природы. А это дело, в свою очередь, стимулирует постижение национальных признаков творческих методов. Более активное внедрение в школьную практику таких научных изысканий, конечно же, содействует еще более эффективному использованию в учебном процессе познавательных и воспитательных возможностей литературы.


То же самое можно сказать и относительно сотрудничества науки и школы в преподавании татарского языка. И здесь школьная практика нуждается в более действенной помощи ученых-языковедов.


Словом, повышение качества преподавания татарского языка и литературы в школе теперь становится знаковой задачей национального образования, крайне важной для выполнения им своей миссии перед нацией.


Флюн МУСИН.
Профессор.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще