1001 год только что объединившаяся Великая Русь встречала с большими надеждами на будущее. Была решена проблема регионального сепаратизма. Попытки племенных вождей и удельных князей отделиться от киевского великокняжеского стола не привели для них ни к чему хорошему. Сначала великий князь Владимир победил отказавшихся пополнять общерусский бюджет вятичей. Затем один из лучших княжеских ратников, за свой свирепый нрав прозванный Волчий хвост, победил радимичей. В общем, борьба регионов и центра закончилась полной победой великого князя Владимира.
Серьезной проблемой была непрекращающаяся война на юге с печенегами. Борьба с ними была непрерывной, но к 1001 году обе стороны, положив немало воинов, временно перешли от тяжелых многодневных походов и боев к позиционному противостоянию. Граница с кочевниками была защищена могучим частоколом, за который старались не пускать иностранных миссионеров. Например, немца Брума, который намеревался обратить кочевников в христианскую веру, Владимир целый месяц удерживал в столице, пугая его нечестивцами. В какой-то степени он оказался прав: германский подданный через год вернулся домой начисто ограбленным. Впрочем, он был доволен: ему удалось крестить 30 человек.
Еще одной серьезной внешнеполитической победой нового государства стало воссоединение Червенской Руси (ныне территория Западной Украины) с Киевской. На освоенной территории был основан город Владимир (ныне Владимир-Волынский).
Особое внимание государство уделяло сбору налогов и взаимоотношениям с отечественными и иностранными купцами. Была учреждена церковная десятина. По Днепру, Оке, Волхову и их притокам были установлены специальные посты, собиравшие дань с торговцев, вывозивших мед, холсты, лес и другие природные богатства в Византию, Закавказье, Персию и на Запад. Несколько купцов, пытавшихся прорваться через таможенные посты с помощью вооруженной силы, были закованы в железо и отправлены строить остроги на границе с печенегами. Для того чтобы приструнить наиболее строптивых из них, связанных с международными торговыми объединениями, Владимир не постеснялся даже пойти походом на Волжскую Булгарию. Сначала хотели заставить их платить дань, но воевода Добрыня (который ранее крестил Новгород) сказал: “Не будут эти дань платить. Они все в сапогах, а нам нужны лапотники”. На том и порешили, Волжская Булгария сохранила свою независимость. Иностранным купцам разрешили торговать в городах, запретив при этом непосредственный контакт с сельхозпроизводителями.
Большие шаги были сделаны и в становлении российского парламентаризма. Именно на рубеже первого и второго тысячелетий, на рубеже X и XI вв. была создана постоянно действующая боярская дума. К решению важнейших государственных вопросов привлекались не только военачальники, но и городские и волостные старейшины. Наиболее близких, составлявших президиум, собирали у великого князя на еженедельные воскресные пиры, где за чаркой и плотной закуской решали главные проблемы государственного строительства. Остальные князья и бояре созывались раз в полгода.
К этому же времени относятся и первые попытки создания общерусского свода законов, который надлежало исполнять во всех уголках страны. Не случайно, отправляя одного из своих эмиссаров в Новгород, Владимир говорил: “Прилежи паче закону, а не обычаям земли”.
Наверное, именно за внешнеполитические успехи, становление законности и удачную борьбу с иноземными купцами великий князь Киевский Владимир Святославович получил в народе и летописях имя Красное Солнышко.
Павел АПТЕКАРЬ.
ИА “Резонанс-профи” – для “РТ”