Российские телесериалы ждет большое будущее

Восьмисерийный телевизионный фильм “Граница.

Восьмисерийный телевизионный фильм “Граница. Таежный роман” – это первая работа знаменитого кинорежиссера Александра Митты после долгой паузы. “Я уже довольно давно не снимал и хотел вернуться в кино именно на телевизионный экран. Сегодня все смотрят кино по телевидению. Амбиции режиссеров на киноэкране интересуют только ограниченное число зрителей”. Успешный телевизионный фильм сегодня смотрят 50-70 млн.зрителей. Столько в Советском Союзе посещали сеансы лидеров кинопроката, среди которых почетные места занимали и “Экипаж”, и “Арап Петра Великого”, и “Сказка странствий”. Первооткрыватель жанра “экшн” в СССР Александр Митта написал книгу “Кино между адом и раем” о соединении американской технологии и системы Станиславского. Преподает в Москве и в Германии, в Гамбурге. “Но все равно это разные вещи – стоять за спиной у студента и руководить кинопроцессом самому. Когда я почувствовал, что полностью готов к съемкам, я вернулся в кино”, – сказал Александр Митта.


– Вас не пугает, что телевизионное кино прерывает реклама?


– В России никто не платит абонентную плату за телевидение, кино достается людям бесплатно. Реклама – цена, которую приходится за это платить. Грустно, плохо, но если картина хорошая, она может выдержать и несколько минут рекламы.


Но зато нигде, никогда, ни при каком раскладе я не смогу сделать 8-часового киносеанса.


– Но сериал никто не смотрит подряд…


– Хорошую книгу мы также читаем с перерывами. Тем не менее в нашем сознании откладывается происходящее. Есть какая-то точка кульминации фильма, к которой ты двигаешь героев и где хочешь оказать на зрителей наибольшее воздействие. Этого можно добиться и в телевизионном фильме. Сериал для меня находится на пути к кинороману. А роман, на мой взгляд, самая глубокая, самая совершенная и самая объемная литературная форма. В кино роман невозможен, все должно быть ужато до 1,5 – 2 часов. Как повесть или рассказ. А на телевидении я без проблем получаю 8 часов.


– Есть ли к актерам телевизионного фильма какие-то специальные требования?


– К актеру требование всегда одно – он должен быть правдив. В телевизионном кино актер дольше остается на экране, у него нет возможностей спрятаться за монтаж, за зрелище. Поэтому те люди, которые успешно работают на телеэкране, – и лучшие киноактеры. В “Границе” я очень долго хотел пригласить на главную роль (ее в итоге сыграла Ольга Будина) Ингеборгу Дапкунайте – суперактрису. Но мне нужны были актрисы для трех героинь. Когда собираешь ансамбль, принцип контраста работает лучше всего. Ольга Будина с ее непохожестью на двух партнерш (Елену Панову и Ренату Литвинову) вписалась хорошо. А когда три контрастные актрисы собираются вместе, фильм приобретает объем.


– У вас снялась Татьяна Окуневская. Сложно ли было работать с легендой нашего кино?


– Окуневская прекрасно вписалась. Во-первых, она, несмотря на свой возраст, в отличной форме, практически все получалось с первого дубля – такая была готовность к съемкам. Очень принципиально подходила к тексту. Какие-то фразы были мне дороги, но она не хотела их говорить, даже не всегда объясняя почему. Я это принимал. Ее характер был важнее слов, которые она произносит. Ведь чем она покоряла людей в своей молодости? Помимо прекрасной внешности – волей, жизненной энергией, принципиальностью.


– А как кинооператор Сергей Астахов справился с задачами телевизионного экрана?


– Это был фантастический подарок судьбы. Пока работал с ним, каждое утро начинал чуть ли не с благодарственной молитвы. Сергей точно воспринимает реальность и четко знает, чем он может помочь режиссеру, актерам. За десять недель снять восьмичасовой фильм – это очень жесткие сроки, и часто надо искать компромиссные решения. Но мы снимали настоящее кино, поэтому Сергей постоянно добивался максимальной выразительности. На мой взгляд, это единственный российский оператор, который абсолютно соответствует американским стандартам.


– Все-таки телевизионный фильм – это компромисс?


– Наоборот. Возможность сделать новый шаг. Телевизионные фильмы делаются как кино второго сорта, потому что режиссеры не имеют серьезных идей. Но, например, для Дэвида Линча “Твин Пикс” не был компромиссом. Это многочасовой фильм, который показал скрытые возможности сериала. В России эти возможности еще не востребованы. Я мог снимать кинофильмы и раньше, но я сказал себе: вернусь в режиссуру тогда, когда смогу для нового зрителя сделать то же самое, что делал раньше, когда снимал “Гори, гори, моя звезда”, “Экипаж”… Ситуация резко изменилась не только в мире, но и в кино. Для того чтобы полноценно войти в эту новую ситуацию, пришлось довольно много нового изучить.


Вита РАММ.
ИА “Резонанс-профи” – для “РТ”

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще