Исход

На зов Родины
– Was ist das – Kazan?

На зов Родины

– Was ist das – Kazan? – пожилой немец смотрел на меня сквозь массивные очки и явно не понимал, о чем я толкую.


А я битый час пытался объяснить ему, что Казань – это древний город на Волге, что в Казанском университете учились такие знаменитости, как граф Толстой и Владимир Ульянов… Но он смотрел на меня как баран на новые ворота и упрямо твердил свое:


– Was ist das: Kazaner Universitaet?


В Европе о Татарстане раньше ни сном ни духом не ведали, а когда слышали о Казани, думали почему-то о Казахстане…


Спустя 20 лет мне пришлось снова объяснять, на этот раз уже австрийцам, откуда и зачем я приехал в Вену.


– О, Kazan! – оживились они. – Ja, ja! Schaimiew, Souverenitaet – sehr gut!


Да, эти годы стали целой эпохой, эпохой Ренессанса культуры и Возрождения государственности, истоки которой уходят во времена Волжской Булгарии и Казанского ханства. О Татарстане узнал весь мир. Маленькая волжская республика, затерявшаяся среди бескрайних российских просторов и в завалах истории, снова громко заявила о себе. И ее голос был услышан. Можно по-разному относиться к первому Президенту Татарстана и проводимой им политике, но никак нельзя оспорить тот факт, что именно благодаря ему наша республика обрела такой авторитет и влияние не только в Российской Федерации, но и далеко за ее пределами.


Татары, так же, как и евреи, наиболее, говоря научным языком, дисперсно расселенная нация. Нет ни одного континента, где не было бы татар. Точное их число неизвестно, называются разные цифры – от 5 до 10 миллионов. Причем, живя и творя вдали от исторической Родины, они нередко добиваются громкого успеха и славы. Вот что говорится в манифесте создаваемой татарстанскими переселенцами новой организации “Туган жирда” (“На родной земле”): “Многие татары, вызывая законное восхищение и гордость, стали звездами первой величины не только в области науки и техники, но и искусства: художник Чингис Ахмаров, знаменитая балерина Галия Измайлова, великий композитор Салих Сайдашев. Этот перечень прекрасных имен можно привести по всем другим республикам СНГ и регионам мира. На Западе и сейчас сверкают яркие имена наших соотечественников-татар: Сагдеева и Нуриева, Сафина и Алсу, Акчурина и Чулпан Хаматовой…”


Голос Родины для миллионов татар, рассеянных по всему миру, прозвучал как зов. Они тоже восприняли Шаймиева как своего Президента, хотя жили в других странах. Вольно или невольно фигура первого главы суверенного Татарстана превратилась в фактор, собирающий и консолидирующий нацию. Согласно официальным данным с 1992 по 2000 год в Республику Татарстан прибыло около 250 тысяч мигрантов. Да, это в основном беженцы и переселенцы из республик Средней Азии и Кавказа, превратившихся после развала СССР в горячие точки. Да, люди бегут от войны, нищеты, этнических “разборок” в поисках лучшей доли. Да, причина, побуждающая их к возвращению на историческую Родину, прежде всего материально-бытовая. Но нельзя сбрасывать со счетов и чувство патриотизма, зов предков. Как журналисту мне приходилось общаться со многими мигрантами, и среди них есть люди, приехавшие из Прибалтики, Беларуси, Москвы, Сибири, где, возможно, их уровень материальной жизни, которая обустраивалась десятилетиями, был заметно выше, чем здесь. И все же они – врачи, учителя, инженеры – сорвались с обжитых мест. Ради чего? Ответ напрашивается только один: Татарстан для них – то же, что для еврея Израиль – Земля обетованная, и это не просто возвращение, а Исход. Нужно представлять, какая ответственность лежит на первом Президенте РТ, который, хотел или не хотел, но зародил этот образ в душах тысяч и тысяч переселенцев!


В пользу того соображения, что не только материальные причины движут переселенцами, говорит следующий факт. Из 250 тысяч мигрантов в миграционную службу с надеждой получить помощь от государства обратились лишь 40 тысяч, остальные полностью полагаются на собственные деловые качества. Переселенцы – огромная сила, духовный и материальный потенциал которой еще до конца не осознан и не раскрыт.


Победит тот, кто привлечет “плавающие голоса”

Фактор миграции часто упоминается в связи с ухудшающейся демографической ситуацией и насыщением рынка труда квалифицированными кадрами. Если подходить к переселенцам так, как это делается во всем цивилизованном мире, действительно, окажется, что они – совсем не обуза, а реальная сила, с помощью которой можно и нужно решать самые сложные социально-экономические проблемы. Во всяком случае, Президент России Владимир Путин, выступая в конце минувшего года в Новосибирске, заявил, что использовать для этих целей переселенцев из стран СНГ – “идеальная возможность”. А еще раньше, в Ростове-на-Дону, он говорил: “… по большому счету, по сердцу, у нас не должно быть незаконных мигрантов. Потому что люди не виноваты в том, что у нас произошло со страной десять лет назад”.


Такое понимание, пусть медленно, но вызревает в обществе. Однако мало кто принимает в расчет мигрантов как серьезный политический фактор, способный влиять и формировать политическую конфигурацию общества. Да, пока эта сила аморфна и скрытна, как “вещь в себе”. Но потенциал ее огромен, и если в полной мере его раскрыть и направить в нужное русло, возможности открываются грандиозные. Особенно в условиях нашей республики.


Приведу маленький пример. Как показали последние выборы в Госсовет РТ в Арском районе (можно взять любой другой район Татарстана), от голосов переселенцев там многое зависит. В районе проживает около 800-900 политически активных переселенцев – самая капризная и непредсказуемая часть электората. Кто завоюет эти “плавающие голоса”, тот, в принципе, и побеждает на выборах. Но как говорить с переселенцами? Какие проблемы их прежде всего волнуют? Каким политическим лидерам они отдают предпочтение? Без тонкого знания психологии и устремлений этой категории избирателей тут не обойтись.


Ситуацию в Арском районе можно экстраполировать и на всю республику. 250 тысяч избирателей – это, согласитесь, не шутка. А если взять еще и тех, кто приехал в Татарстан до 1992 года, и учесть, что мигранты политически очень активны и почти всегда используют свое избирательное право, то вообще получится легион. По самым скромным прикидкам, процентов 10-20 активных голосов – почти как в Израиле, где репатрианты начинают представлять едва ли не решающую роль в политической жизни общества.


Однако надо признать, что “татарский вопрос”, в отличие от еврейского, спрессован во времени, его проявление ограничено периодом активной жизнедеятельности одного поколения переселенцев – 20-25 лет. Прошлогодний осенний всплеск миграции, похоже, вытолкнул из Средней Азии одну из последних порций переселенцев. Миграция, видимо, пойдет на убыль и скоро совсем прекратится – кто хотел и смог, уже вернулся в Татарстан. Тем паче, что власти тех республик, откуда уезжают наши соплеменники, ставят все больше препон на их пути. Например, как мне рассказали переселенцы последней осенней волны, с конца ноября минувшего года в Узбекистане введен запрет на отправку контейнеров в Россию. Да и сама Россия устала от беженцев. С января 2001 года действует новый усложненный порядок предоставления российского гражданства, при котором жителям СНГ предпочтение больше не отдается, на них теперь будут смотреть как на представителей любых других иностранных государств. Восемь лет, считают российские власти, – достаточный срок для того, чтобы жители постсоветского пространства определили, в какой стране они хотят жить.


Дети нынешних мигрантов, родившиеся в России, уже не будут обладать ментальностью своих отцов, “яд” Востока в их жилы не попадет. Но переселенцы – наиболее пассионарная часть населения, благодаря их энергии были освоены Американский и Австралийский континенты, Сибирь… И грех этой энергией не воспользоваться сегодня.


Увы, депутаты Госсовета РТ (в отличие от депутатов Госдумы РФ, где сформировано маленькое промигрантское лобби) этим мало обеспокоены. Правда, не все. Например, бывший вице-мэр Набережных Челнов Юсуп Якубов, работающий в Госсовете на освобожденной основе, открыто в прессе выразил поддержку беженцам, помогая им в решении жилищных вопросов и создании в автограде филиала республиканской переселенческой организации. Хочется верить, что его пример и другим послужит наукой.


Вместе будет легче всем

Прогнозы – вещь неблагодарная, но без них журналистики не бывает. Можно ли предсказать, кому отдадут переселенцы свои голоса в марте на президентских выборах? Думаю, что да. Скорее всего, нынешнему главе республики Минтимеру Шаймиеву, если он выставит свою кандидатуру. Что позволяет высказать такое предположение? Все вышеизложенное в этой статье. Решение вернуться на историческую родину переселенцы принимали в то время, когда Президентом Татарстана был М.Шаймиев, с которым они связали все свои надежды и мечты. Люди просто так от сокровенных желаний не отказываются, тем более переселенцы, которые отличаются особой терпеливостью, постоянством и преданностью однажды избранным ориентирам. Фиаско Шаймиева для них может означать и личное фиаско. Связав свою судьбу с первым Президентом Татарстана, переселенцы, вероятнее всего, разделят ее с ним до конца.


Однако государственные структуры, призванные заниматься проблемами беженцев, не пользуются уважением в переселенческой среде. Как-то ГТРК проводила “прямую связь” со специалистами миграционной службы. По телефону был задан вопрос: “Что делается у нас в республике для адаптации мигрантов к новым условиям жизни?” Похоже, уважаемые участники “прямой связи” не поняли, о чем речь. Иначе не несли бы такой ахинеи. Дескать, переселенцы перенесли много страданий, у них нарушена психика и неадекватно поведение, а посему им всем необходимо пройти медицинское освидетельствование… Лучшего способа отвадить человека обращаться за чем-либо к официальным властям и придумать нельзя. Было уже сказано, что из 250 тысяч приехавших в Татарстан только 40 тысяч надеются на помощь миграционных органов. Думается, после этой телепередачи их будет еще меньше. Большинство мигрантов не только не ждут никакой помощи со стороны, они сами готовы помогать и помогают своим ближним. А ярлык “беженец” или “вынужденный переселенец” считают для себя оскорбительным. “Никто нас ни к чему не вынуждал, мы просто вернулись на Родину, чтобы сделать ее богатой и процветающей!” – говорят они. И действительно, вместе будет легче всем.


Рафаэль МИРГАЗИЗОВ.
Лауреат всероссийского конкурса “Вместе-2000”,
организованного Управлением Верховного Комиссара по делам беженцев ООН
и “АРС-ПРЕСС”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще